Лаэрт писал(а): ↑26 ноя 2020, 04:29
я ничего о ней не знаю.
Да и другим форумчанам тоже. Так что продолжи, как и хотел!
обещаю не комментировать.
Я совсем не против комментариев.
Ну, а если продолжать, то я выложу сразу то, что писал пару лет назад по этому поводу. Сейчас я бы, возможно, немного изменил стилистику и написал бы помягче, но основные мои мысли изложены там в общем верно (для меня, соответственно).
И еще - там нет ссылок на источники - это публицистическая форма изложения.
И сразу прошу учесть - я никого и ни к чему не призываю!

Даже наоборот. Прошу не воспринимать все это слишком близко к сердцу, как это получилось у меня, например.
Итак,
Почему я ушел из РПЦ?
ЧАСТЬ 1
В последнее время меня как-то опять стали доставать с вопросами: "Почему тебя (то есть меня) не устраивает церковь, в которую ты раньше ходил?", "Какая разница, куда ходить, ведь это тоже православие?" Или приводятся доводы типа "ты же не к священникам ходишь, и не к патриарху, (которые, кстати, могут и ошибаться как любой человек) а к Богу".
И я решил, по возможности, ответить на эти вопросы развёрнуто.
Мой ответ будет состоять из трех отдельных частей:
- Исторический аспект (о нем сегодня).
- Как я вышел из этой ситуации.
Скажу сразу, что различных богословских и догматических выкладок почти не будет. Я постараюсь всё описать глазами обычного и не шибко образованного человека, каким я, собственно, и являюсь. Кому нужны более подробные, например, исторические или иные сведения, вы можете их найти в интернете - было бы желание.
Итак, сегодня о пункте первом.
Исторический аспект или причины и история разделения российской церкви в 20-30-е годы прошлого века.
Как мы все хорошо знаем, после октябрьского переворота 1917 года начался "красный террор". Всех, кто не был согласен с мировоззрением и политикой большевиков сажали в лагеря или расстреливали - это факт общеизвестен. В том числе репрессиям было подвергнуто и огромное число священнослужителей и прихожан
тогдашней Российской Православной Церкви.
Ленин издаёт указы о том, что "чем больше мы уничтожим попов, тем лучше" и говорит о том, что "веру и церковь нужно уничтожить как класс". Но всё не так просто. Верующих людей много и они не хотят менять церковь на ВКП(б). Тогда наряду с прямыми репрессиями (расстрелами и сроками в конц-лагерях) 6-ой отдел ГПУ начинает работу по разделению и разрушению Российской церкви изнутри.
Первым таким проектом была так называемая "Живая церковь" (или "обновленцы") которой большевиками была обещана относительная свобода действий (и вообще физическая свобода) в обмен на её подчинение ГПУ. Сначала проект казался удачным, но потом церковь в своём большинстве поняла с чем имеет дело и, в основном, к "живоцерковникам" не пошла. А те, кто в силу каких-то причин оказались сначала там, начали оттуда уходить. Правда в тот момент можно сказать восторжествовала и основная масса верующих осталась в так называемой "тихоновской" церкви (под началом Патриарха Тихона). Это происходило до середины 20-тых годов.
Второй проект ГПУ по развалу российской церкви был направлен уже непосредственно на Патриарха Тихона и его ближайшее окружение. Частично большевикам удалось и его реализовать. Но Патриарх Тихон отличался тем, что если он и ошибался, то имел мужество и мудрость исправлять свои ошибки. Он пошёл на определённые уступки власти, но не пересекал грани, которую даже в тех ужасных условиях пересекать было нельзя. Поэтому люди церкви его понимали и любили, а потом, соответственно, и канонизировали.
В 1924 году Патриарх умер, оставив после себя список трех иерархов церкви, один из которых после его смерти мог быть временно выбран так называемым Местоблюстителем Патриарха до выборов следующего Патриарха на очередном Поместном Соборе. С этими списком вышла довольно непростая история, поэтому подробно на ней сейчас я останавливаться не буду. Местоблюстителем выбрали Петра (Полянского), митрополита Коломенского. Он был последним в списке, но первые двое уже находились в лагерях.
Тем временем 6-ой особый отдел НКВД продолжал свою работу. Руководитель этого отдела Тучков пытался договориться со многими уважаемыми близкими к Патриарху Тихону архиереями. Почти все из них "разговаривали" с Тучковым на эту тему, находясь в заключении по его (Тучкова) распоряжению. Таковы были его методы.
После всех неудачных попыток произошел такой "разговор" и с одним уважаемым и маститым епископом российской церкви Сергием (Страгородским), который, кстати каялся совсем недавно перед Патриархом Тихоном в своём уходе к «обновленцам». После этого"разговора" с Тучковым Сергий неожиданно быстро вышел из заключения (3 мес. если я не ошибаюсь) и получил права на жительство в Москве, которого раньше ни ему, ни другим архиереям не давали.
Через некоторое время он (Сергий) неожиданно для всех собрал так называемый "Синод" из почти всех бывших обновленцев и, фактически, при поддержке большевистского режима взял (вернее ему ее отдали, чтобы реализовать свои цели) церковную административную власть в свои руки.
Летом 1927 года он от лица всей Российской церкви (на что, по сути, права никакого не имеет, так как Патриархом не является) пишет «послание», или печально известную "Декларацию 1927 года", в которой заявляет свое полное согласие и поддержку советского режима опять же от лица всей церкви. И это всё при том, что к этому году советами уже расстреляны десятки тысяч (при самых скромных подсчётах) священнослужителей и прихожан церкви, и сотни тысяч находятся в конц-лагерях.
Одновременно с публикацией в газете «Известия» своей "Декларации" Сергий начинает беспорядочное перемещение епископов с их канонических епархий в интересах власти большевиков. Одни епископы, "неперспективные" для режима, перемещаются в отдалённые места или увольняются "на покой", другие, которые допускают сотрудничество с большевиками в их интересах, назначаются на место старых.
Во время всех этих манипуляций и процессов церковь, естественно, находится в крайнем смущении и непонимании процесса. Люди просто не понимают, что происходит.
Подавляющее большинство епископов и митрополитов (тех, кто ещё до сих пор служит и тех, которые уже сидят в конц-лагерях) понимает, что что-то «пошло не так". Сергиевская "Декларация" в целом церковью не принимается. Многие епископы, следуя голосу совести и своим христианским убеждениям отказываются принимать указы об их перемещении на другие кафедры, игнорируя Сергия и его "руководство".
Часть наиболее уважаемых и любимых своими прихожанами епископов начинают разными путями отделятся от Сергия и его "Синода". Вот тут и появляются так называемые «иосифляне», «викторовцы», «буевцы» и многие другие, которых объединяют две вещи — желание оставаться верными Христу и Его церкви, и вынужденный разрыв отношений и общения с «церковью» Сергия Страгородского.
Нужно отметить, что такие отделения происходит только после очень и очень многих писем к Сергию о том, чтобы он одумался и вернулся на «правый путь". Ему пишут о том, что он своими действиями обесценивает подвиг многих тысяч предыдущих и содержащихся в лагерях мучеников и исповедников за веру; о том, что нельзя жертвовать церковью и её правдой ради её внешней "легализации" режимом большевиков; о том, что нельзя "совместить несовместимое" - служение Богу и служение режиму, целью которого является уничтожение христианской веры в любых её проявлениях в принципе.
Но он остаётся поразительно глух к этим мольбам, и запрещает в служении тех пастырей, которые ему это пишут. Соответственно, у них остаётся только один выход сохранить чистой свою совесть и исполнить своё пастырское призвание перед людьми и перед Богом - это с болью в душе за всё происходящее отделиться от Сергия (Страгородского) и от "его Синода".
Всё это случается не сразу, но в конце концов происходит.
И вот тут на этих людей обрушивается вся возможная мощь большевистской репрессивной машины. По прошествии десяти лет от этих верных своим христианским идеалам людей, которых в 1927-28 годах в церкви было большинство, остаются буквально тысячи, позже сотни, а ещё позже буквально десятки на всю страну. В официальных документах НКВД они фигурируют в большом деле (события в котором охватывает позже всю Россию) как "Контр-революционная религиозная организация ИПЦ (истинно-православная церковь)".
В то же время, с возрастанием волны репрессий и в силу различных человеческих обстоятельств, а так же в силу непонимания и отсутствия достоверной информации, основная церковная масса людей начинает постепенно ходить в так называемые «сергиевские» храмы, некоторые из которых все еще остаются открытыми (хотя и их тоже остаётся достаточно мало - тоже, кстати, доказательство того, что «союз» Сергия с властями ни к чему хорошему не привел).
Потом во время Отечественной войны в 1943 году Сталин вызывает к себе Сергия (Страгородского) и договаривается с ним и с его близким соратником об официальном создании так называемой "Русской Православной Церкви", утверждая в конце-концов в ней Сергия (Страгородского) "патриархом" (протокол этой беседы есть в свободном доступе).
В последующие годы история СССР и история "церкви" Сергия (Страгородского) и его последователей значительно "подправляется" идеологами советского режима и постепенно для прихожан и рядовых священнослужителей этой организации она становится "той самой», Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью на территории России. В которой с 2000 по 2015 год окормлялся и я, ваш покорный слуга.
В конце первой части подчеркну ещё раз: то, что здесь написано - это очень общая и очень упрощенная (в смысле только самые-самые основные моменты) картина того, что на самом деле тогда произошло.
У кого есть желание во всем этом разобраться получше могу порекомендовать почитать не "популярную" литературу РПЦ, а книги более-менее добросовестных историков Российской Церкви ХХ-го века.
И, кстати, до того, как Сталин предложил российской церкви свое название, которое впоследствии было утверждено на «соборе» Сергия Страгородского как «Русская Православная Церковь», она никогда раньше так не называлась. Ее называли греческо-российской церковью, подчеркивая ее преемственность от Константинополя.
Конец первой части.
На этом пока остановлюсь - слишком много информации для размышления.
На вопросы отвечу, если что, если смогу.
