Продолжу. 2–3 шаги.
В первом шаге мы признали, что нам нужна помощь. Логично, что нам нужно найти, где получить помощь. Первое слово второго шага, слово «пришли», говорит нам как раз об этом: нам следует понимать это слово буквально и идти ногами туда, где мы найдем людей, избавившихся от зависимости.
К счастью, сегодня таких людей не трудно найти. Группы двенадцатишаговых сообществ есть во многих городах по всему миру, многие группы проводят свои собрания онлайн, поиск в интернете найдет десятки таких групп на любом языке.
Сдедующий вопрос, зачем мы идем туда.
Вспоминается шутка парижского полицейского, обращающегося к пешеходу, переходящему дорогу, глядя на облака: «Месье, смотрите, куда Вы идете, не то Вы придете туда, куда смотрите!»
Второй шаг указывает нам направление — к убеждению, что 12 шагов вернут нам здравомыслие.
Не всем из нас были привлекательными слова «здравомыслие» и «трезвость», стоящие в одном ряду со словами «смирение», «послушание» и «унижение».
Мы придем туда, куда мы смотрим. Поэтому одна из задач, которую нам надо решить во втором шаге — честно и непредубежденно определить каждому для себя, куда я, именно я, а не мои близкие или коллеги, куда я хочу двигаться, куда я смотрю.
Книга «Анонимные Алкоголики» предлагает путь к здравомыслию в рамках христианских ценностей. Но это не единственная возможность, которая есть у нас. В этой же книге неоднократно упоминается «радость жизни». Понимание радости жизни может отличаться от христианского, и каждый из нас может выбрать подходящее именно себе.
Ветераны двенадцатишаговых сообществ могут с удивлением спросить: «разве так можно?». Да, так тоже можно. Мы хотим, чтобы нам самим нравилась наша жизнь, и отказ от того, что этому мешает, лишь первый шаг на этом пути.
Итак, мы идем на собрания трезвых алкоголиков, наркоманов, созависимых, переедающих, игроков, должников, недозарабатывающих и т.д. — мы идем на собрания, чтобы найти тех людей, у которых получилось изменить свою жизнь, и выбрать среди них тех, чья жизнь нам нравится. Нам нужны люди, которые уже достигли того, чего хотим мы. Найдя такого человека, после собрания, в приватной беседе, можно задать вопрос: «Какая сила помогает тебе жить так, как ты живешь? Какова твоя сила, более могущественная, чем твоя собственная?» Получив ответ на вопрос, каким бы неожиданным для нас он ни был, мы добавляем его в наш список второго шага: список сил, уже проверенных чьим-то опытом. В конце концов, ни у кого из нас нет запасной жизни, и нам нужны не теории, а проверенные способы привести свою жизнь в порядок.
Те из нас, кто видят радость жизни в служении Богу, во втором шаге могут поставить себе «зачет» составления списка «проверенных высших сил». Главное, понимать, что мы идем туда, куда мы смотрим.
Перед нами не ставится задача составить всеобъемлющий список «высших сил», поэтому не потребуется много времени на поиски. Главное, чтобы список состоял более чем из одного пункта, и хотя бы один из пунктов не вызывал отторжения. В конце концов, нам и дальше будут встречаться люди, чья жизнь нам будет нравиться, и мы сможем вернуться и дополнить наш второй шаг.
Доктор Амос, автор черновика программы Анонимных Алкоголиков, включил в программу 7 шагов, и вторым шагом в этой программе были регулярные встречи с другими трезвыми алкоголиками. Мы не будем гадать, почему Билл Уилсон не включил этот пункт в программу выздоровления. В любом случае, десятилетия издания книги АА миллионами экземпляров показали, что не известно ни одного случая, когда бы алкоголик, прочитав книгу, стал трезвым в одиночку, а лишь найдя другого алкоголика и создав группу или присоединившись к существующей группе АА. Аналогично и с любыми другими зависимостями.
Как бы то ни было, для выздоровления нам потребуется довольно много посещений собраний, как минимум 90, даже если это займет 90 дней.
Спойлер
Некоторые из нас годами не срывались, регулярно посещая собрания, при этом не пройдя дальше первого шага. Другие, пройдя 12 шагов, годами не посещали собраний и жили трезвыми.
Нет каких-то обязательств по длительности посещения собраний. Одно лишь мы можем сказать уверенно: 12 шагов выполняются индивидуально, но никому еще не удалось выполнить эти шаги без посещения собраний.
Каков бы ни был наш список, из одной единственной строки «Бог, в которого я верю вместе с собратьями по религии», или из десятков строчек от десятков разных людей, в результате мы приходим к убеждению, что только сила более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие — мы же своими глазами видели людей, которым помогали эти силы, слышали их истории, рассказанные на собраниях, и таким образом убедились в действенности этих сил в жизни увиденных нами людей. Это дает нам надежду, что эти силы могут помочь и нам.
Все мы разные, и то, что приемлемо одному, неприемлемо другому. Собрав список «высших сил», каждый из нас вооружается честностью перед самим собой и начинает вычеркивать из списка то, что не подходит лично ему.
Таким образом мы приступаем к третьему шагу программы выздоровления: находим ту силу, которой мы готовы препоручить свою волю и жизнь.
Должна ли эта сила быть всеобъемлющей и всемогущей? Опыт многих из нас показал, что это не обязательно. В конце концов, если нам требуется хирургическая операция, мы не молимся о чуде, а доверяем анестезиологу и хирургу отключить нам сознание и волю, чтобы не чувствовать боли, и сделать то необходимое, что мы не можем сделать сами. Силой, более могущественной, чем наша собственная, могут быть другие люди, организации или учреждения, если мы знаем какая помощь нам нужна и где эту помощь можно получить.
Спойлер
Здесь вопрос несколько глубже. Любое общественное животное, имеющее два полушария, нуждается в корректировке поведения, направленного на соблюдение общих, принятых в «стае», норм. Так, любая провинившаяся собака или волк будет облаяна группой, если ее поведение эти нормы нарушает. Такие «нормы» уже закреплены в генетике вида. Ученые называют их инстинктами. Социальные инстинкты направлены на поддержание целостности стаи и на развитие социальных взаимоотношений.
Есть еще один инстинкт, который не связан с социализацией. Его по разному называют, назовем его «внутренний цензор, подтверждающий правильность совершаемых поступков», или «внутренний подтвердитель правильности выбора», или «совесть».
Совокупность этих инстинктов является фундаментом, на котором строится социальное поведение человека.
Молитва, по форме обращенная к Богу, по биологической сущности обращена к социальным инстинктам. Эмоциональный результат молитвы — уверенность в моральной поддержке единоверцев, уверенность, что «я» лишь часть большого «мы». Это дает ресурс и сил, и уверенности в нужности и правильности своих действий.
Но молитва — не единственный «ключ» к этому ресурсу.
АА начались с открытия Билла Уилсона, что он, Билл, не может оставаться трезвым сам по себе, но он остается трезвым, пока заботится о трезвости другого алкоголика.
Восприятие себя членом группы и забота о других членах группы работает и само по себе, без молитвы.
Если в третьем шаге вычеркнуты все строки и не осталось ни одной подходящей силы, приходится возвращаться ко второму шагу, вновь ходить, встречать трезвых и счастливых зависимых, спрашивать их, какая сила помогает им жить трезвыми, и так до тех пор, пока не будет найдена подходящая.
Бывает и наоборот: остаются не вычеркнутыми две или больше. Это не означает, что следует «молиться двум богам», это означает, что следует выбрать одну, более подходящую, или попытаться объединить их в одну. Так, у одного из нас было, когда остались невычеркнутыми две строчки: «мы [группа АА] можем то, что не могу я» и «Бог не творит чудес, Он действует через людей» — эти две строчки, как две стороны одной медали, не противоречат друг другу, а дополняют друг друга — в любом случае я получаю помощь от людей.
В книге «Анонимные Алкоголики» есть прямая рекомендация: «Почему бы тебе не выработать свое собственное представление о Боге?» (стр. 12). Может создаться впечатление, что без веры в Бога невозможно избавиться от зависимости.
На самом деле, это не так. Среди нас есть материалисты, атеисты и агностики, не желающие признать любую концепцию Бога или вообще не признающие веру как инструмент, доверяющие лишь своим глазам и здравому смыслу — и их неверие не помешало им выполнить все 12 шагов программы и избавиться от зависимости.
В конце концов, 12 шагов программы — это всего лишь работа, которую нам предстояло выполнить. Например, наведение порядка в доме — тоже работа. С верой в Бога и молитвой или без веры и без молитвы, если наводить порядок, в доме будет порядок. Программа — это наведение порядка в жизни. С верой или без веры, с молитвой или без молитвы — мы убедились, что порядок в жизни зависит лишь от наших действий.
Теперь скажем несколько слов о духовных принципах, на которых нам предстоит строить новую жизнь.
Духовность — не всегда религиозность, хотя у верующих эти понятия могут сопадать. Духовность — это стремление к общечеловеческим ценностям.
В конце концов, чем нам больше всего мешала наша зависимость? Прежде всего тем, что зависимость разрывала наши связи с другими людьми: потерянная работа, разрушенная семья, утраченные связи с близкими и друзьями, потеря уважения к самому себе. Духовность программы заключается в том, что инструментами двенадцати шагов мы восстанавливаем утраченное и строим новые отношения с миром людей.
Итак, в третьем шаге мы приняли решение строить новую жизнь инструментами двенадцати шагов. Для этого мы внимательно перечитали остальные девять шагов программы и спросили сами себя: «Готов ли я постараться выполнить все эти действия настолько хорошо, как только могу?»
Трудности чаще всего возникали с пятым и девятым шагами: некоторые из нас считали, что некоторые моменты их биографии никогда не могут быть озвучены, или что другие люди причинили нам столь большие страдания, что невозможно возмещать им причиненный нами небольшой ущерб прежде, чем они возместят огромный ущерб, причиненный нам.
Если быть до конца честными перед собой, следует признаться, что мы просто боялись делать эти шаги, и, прежде всего, боялись осуждения и непонимания значимых для нас людей.
У большинства из нас этот страх развеялся в процессе работы по четвертому шагу программы. Другие, попробовав сделать эти шаги не полностью, затем вновь вернулись к программе с самого начала, и доделали недоделанное в первый раз.
Мы на собственном опыте убедились, что те или иные шаги программы, пугавшие нас в начале пути, оказались не сложными и не страшными, когда наступало их время.