Сладкий Плод Горького Дерева

Страничка православных трезвенников.
Ник
Информация о пользователе

Сладкий Плод Горького Дерева

Сообщение Ник » 08 дек 2015, 23:22

Игумен Иона (Займовский). Сладкий Плод Горького Дерева

Слово в поддержку программы "12 шагов"


Эта программа родилась в христианской среде и нацелена на обретение страждущим человеком Господа Иисуса Христа. Известно, что в Америке и Польше огромное количество собраний проходит именно при храмах и христианских общинах.

Святейший Патриарх Алексий откликнулся на просьбы московских "Анонимных алкоголиков" призывом открывать подобные группы при храмах: "Уже многие годы в Ново-Спасском, Даниловом монастырях и некоторых других храмах Москвы успешно действуют группы самопомощи, где ведется работа по реабилитации страждущих от алкоголизма и наркозависимости, оказывается помощь их родственникам. Некоторые храмы уже предоставили помещения для занятий групп. Благодаря внимательному и доброжелательному участию и заботе прихожан и священства храмов, участники групп со временем обретают путь к Богу и Церкви, становясь прихожанами этих монастырей и храмов. Видя реальные успехи и благие плоды деятельности подобных групп, Мы приветствуем и благословляем продолжать это благое начинание на приходах первопрестольного града Москвы".

Тем не менее, время от времени и сегодня можно услышать не столько критические, сколько ругательные и предвзятые выпады в адрес программы "12 шагов", "Анонимных алкоголиков" и тех священников, которые поддерживают это движение. Обвиняют их даже в сектантстве. Мне кажется это крайне несправедливым и неразумным, ведь эти сообщества всеми силами стремятся к сотрудничеству с Русской Православной Церковью и с большой любовью и доверием относятся к священству. Совсем недавно московские "Анонимные алкоголики" обратились к Церкви с просьбой проводить лекции и семинары по вопросам семьи и брака для членов содружества.

Что греха таить, в России алкоголик выброшен за борт, он не нужен обществу, да и в Церкви к нему относятся с некоторым презрением, как к человеку второго сорта. Неоднократно приходилось сталкиваться с печальным фактом, что священник не хочет предоставить помещение для группы, потому что ему просто неприятна это публика. А между тем редкая семья в России не вовлечена в проблему химической зависимости.

"Анонимные алкоголики" изменили взгляд на алкоголизм во всем мире. Именно благодаря их уникальному опыту и практическим наработкам создана гипотеза о зависимой личности. Хорошо известно, что родственники зависимых людей, так называемые "созависимые", являются также проблемной категорией. Позже стали возникать параллельные содружества, с успехом использующие "12 шагов" и опыт "Анонимных алкоголиков". Уникальность содружества состоит в том, что выздоравливающий алкоголик может помочь другому пьянице, как никто другой. Ни священник, ни врач, ни родственник не могут завоевать доверие больного алкоголизмом, а вот алкоголик может, потому что он на собственном опыте испытал на себе все разрушительные последствия этой болезни. На этом и базируются группы поддержки.

Кратко можно охарактеризовать философию "12 шагов" так: покаяние и добрые дела. Думается, что нам, священникам, трудящимся на ниве помощи зависимым людям, нужно поддерживать, а не ругать друг друга, так как раздоры и склоки в православной среде скорее оттолкнут и так напуганных, ранимых алкоголиков и наркоманов, и они станут искать помощи "на стране далече": у колдунов, экстрасенсов, кодировщиков и других сомнительных целителей.

Польза групп взаимопомощи настолько очевидна, что остается только недоумевать о причинах нападок в их адрес со стороны некоторых православных, в том числе священников. Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий считает, что причина этого кроется в "невежестве и кичливости критиканов". Известный публицист и богослов диакон Андрей Кураев пишет: "Если учесть, какое количество священников вообще не имеет никакого образования, то это составит 79%. Во многих епархиях семинарское образование имеет один священник из тридцати. Становится понятным, почему часть священства выражает свой протест против этого движения. Наверно потому, что они инертны и не находят в себе ни сил, ни желания помогать наркоманам и алкоголикам". Те священники и архиереи, которые посещали открытые собрания "Анонимных алкоголиков", были воодушевлены и тронуты светлой обстановкой, которая царит на многих группах поддержки. Лично я с уважением отношусь к тем священнослужителям и православным мирянам, которые создают иные реабилитационные программы помощи зависимым. Но универсальность "12-шаговых" групп состоит в том, что организовать их возможно в любом месте и для этого не нужно специалистов или священников. Алкоголики прекрасно помогают друг другу самостоятельно.

Прежде всего, необходимо разобраться в природе химической зависимости, понять, с чем мы имеем дело, то есть правильно поставить диагноз. Еще в 1953 году Всемирная организация здравоохранения определила алкоголизм (так же как и наркоманию) как прогрессирующее неизлечимое заболевание, характеризующееся зависимостью от всех видов препаратов, изменяющих сознание.

Согласно православному учению, дух, душа и тело человека находятся в неразрывном единстве. У человека, страдающего любым из видов химической зависимости, проявляются нарушения во взаимоотношениях с людьми, происходит разрыв необходимых социальных связей, физическое разрушение тела и психики. Алкоголизм, наркоманию и другие формы химической зависимости можно считать единой болезнью, имеющей духовно-психо-социо-биологические корни, хронической и, по сути, неизлечимой.

Зависимость включает в себя и страсть (духовно-нравственный аспект), и болезнь (психический и физический аспекты), и генетическую предрасположенность.

С духовной точки зрения проблема любой зависимости – в утрате человеком связи с Богом, потере нравственных смыслов и ориентиров и стремлении заменить их любым суррогатом: алкоголем, наркотиками, деньгами, властью, сексом, работой, путешествиями и т.д. Это один из многочисленных способов бегства от реальной жизни, нежелание брать на себя ответственность, болезненная неспособность – не столько нежелание, сколько именно неспособность – адекватно реагировать на реальность. Причем для возможно полного понимания, как самой проблемы зависимости, так и путей ее преодоления важно учитывать, что у алкоголиков и наркоманов и физиологический, и психоэмоциональный механизмы также стремятся восполнить свою неполноценность.

С точки зрения биологии химическая зависимость – это болезнь, в отличие, например, от пьянства, которое есть только грех. Разница в том, что пьяница может не пить. Алкоголик не пить не может. Организм требует постоянного поступления определенных веществ. Если обычный человек, не алкоголик, перепил, ему плохо примерно так же, как если бы он съел несвежие продукты. Если пьет алкоголик, у него возникает синдром похмелья – жажда вновь принять алкоголь. Это жажда самого организма выпить яд, которым он отравился. Принимая даже небольшую дозу химического вещества, наркотика или алкоголя, человек теряет контроль над собой – запускаются алкогольные механизмы, которые сам он остановить не в силах.

Значение для понимания проблемы химической зависимости имеет генетический фактор. В медицине известно, что организм человека может нести в себе ту или иную предрасположенность – например, к определенному заболеванию. Наркология также говорит о наследственной, генетической предрасположенности к химической зависимости детей от родителей-алкоголиков и наркоманов.

Вопрос о соотношении греха и болезни в проблеме химической зависимости оказывается очень непростым. С одной стороны, грех – это болезнь души. С другой стороны, всякая болезнь коренится в греховности человеческой природы. Но болезнь не может быть оценена с морально-этической точки зрения. Ведь никому не придет в голову обвинять больного с сердечной недостаточностью или с диабетом в том, что он плохо жил, грешил, и поэтому Бог послал ему болезнь. Алкоголизм – это болезнь, которая является следствием греховной природы человека. Алкоголик, как правило, не виноват и не ответствен за свой алкоголизм, но он ответствен за свое отношение к нему и за свое выздоровление. Данные аспекты так же влияют на лечение алкоголизма.

Таким образом, проблема химической зависимости предстает перед нами как сложная и многоаспектная. Алкоголик или наркоман – не просто безнравственные и распущенные люди (болезнь не знает ограничений, и не секрет, что среди алкоголиков есть и священнослужители), а люди с генетически неблагополучной природой, с серьезными духовно-психо-социо-биологическими нарушениями (часто хорошо сознающие все происходящее и глубоко страдающие).

Для нашей Церкви важно воспринимать и осваивать современные формы социального служения, дающие положительные результаты, чтобы прививать больше людей к Телу Христову. В этом наша миссионерская задача. Ответственная пастырская помощь в этом вопросе предполагает обладание точной и достоверной информацией по данной проблеме, а также адекватное – открытым умом и открытым сердцем – ее восприятие, позволяющее избегать упрощений и стереотипов. Следует остерегаться позиции "младостарчества", убежденности, что священный сан волшебным образом заменит весь накопленный опыт человеческих знаний. Священник – это не некий универсальный "специалист по жизни", он призван постоянно учиться сам и с уважением прислушиваться к мнению профессионалов по вопросам, которые не относятся непосредственно к его пастырской компетенции.

К сожалению, со стороны священников, не склонных учиться, а вполне по-фарисейски воспринимающих себя как "истину в последней инстанции", мы из года в год слышим одни и те же возражения: "Анонимные алкоголики" – это секта. Что тут скажешь? Значит, Святейший Патриарх благословил открывать отделения этой "секты" при московских приходах, а Всемирная организация здравоохранения еще в 1960-х годах сочла "секту" АА ("Анонимные алкоголики") самым перспективным методом в излечении от алкоголизма. Кто же является лидером этой "секты"? В документах АА мы читаем: "В делах нашей группы (каждая группа АА – самая главная единица, где и происходит выздоровление алкоголика) есть лишь один высший авторитет – любящий Бог" ("12 шагов и 12 традиций", с. 13). Честно говоря, становится скучным писать уже в который раз о том, что черное – это черное, а белое – белое. Вызывает грусть и недоумение злобствование, подтасовывание фактов по поводу "12 шагов", благодаря которым несколько миллионов несчастных людей обрели трезвую, счастливую жизнь и Бога. Казалось бы, Православная Церковь в России должна первой обратить внимание на "12-шаговые" группы поддержки и подключить свой мощный духовный ресурс для сотрудничества с ними.

Противники программы "12 шагов" обращают внимание на то, что в связанной с ней обширной литературе слово "Бог" иногда заменяется понятием "Высшая сила". Митрополит Антоний Сурожский объясняет это так: "Мне представляется, что для того чтобы сообщество АА могло охватывать неверующих, воспитанных в среде атеизма людей, слово "Бог" заменили словосочетанием "Высшая Сила", как каждый ее понимает, "Сила, более могущественная, чем я". Например, я встречал людей, которые не верят в Бога, они не могут пока в Него поверить, но они уважают Церковь. Для них понятие "Высшая сила" более приемлемо" ("Сладкий плод горького древа", с. 133).

Директор христианской программы "Старый свет" Евгений Проценко очень точно ответил на это недоумение: "Каждый церковный человек, каждый православный человек, в одном приходе, у одного батюшки, Бога чувствует все-таки по-своему. Это одна часть ответа. Другая часть ответа в том, что многие... исследователи творчества Билла Вилсона (одного из создателей АА) склоняются к мысли, что изначально формулировка имела значение: "Бог, насколько мы Его понимаем". Если бы Церковь помогала больным понять христианскую сущность этой Программы и с христианской стороны на эту сущность посмотреть – это было бы огромной помощью" ("Сладкий плод горького древа", с. 134–135).

Один известный православный публицист однажды неосторожно заметил, что программа "12 шагов" связана с нейролингвистическим программированием (НЛП) и что православная общественность выступает против "Анонимных алкоголиков". Попробуем по возможности популярно объяснить, в чем здесь ошибка. НЛП – набор психологических техник, которые авторы этой методики обнаружили у мастеров психотерапии. В результате была создана некая психологическая технология под названием "нейролингвистическое программирование". Основанное на идее самодостаточности человека и возможности его самосовершенствования без внешней помощи, НЛП не имеет ничего общего со смиренным осознанием своей болезни и упованием на Бога, которые присущи "12-шаговым" содружествам. НЛП предполагает наличие специалиста, который манипулирует сознанием другого человека. В группах самопомощи, где нет ни специалистов, ни лидеров, технологии НЛП применить невозможно. Еще раз повторяем, что это духовно-ориентированная программа, имеющая христианские корни и преследующая единственную цель – "помочь больным алкоголизмом обрести здоровый, трезвый образ жизни".

Что же касается "православной общественности", то, к примеру, архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, епископ Егорьевский Марк, а также наместник московского Даниловского монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), лично посещавшие собрания АА, положительно отзывались о программе "12 шагов" и группах самопомощи.

Думается, что негативное отношение к группам поддержки в основном происходит из-за неосведомленности и страха, что к нам с Запада заслана очередная "бомба" в красивой упаковке. В Церкви есть авторитетные люди с предвзятым отношением, а остальные повторяют их мнение. Если бы помогали только церковно-аскетические методы – акафисты, исповедь, паломничества и др., – то внутри Церкви этой проблемы не было бы.

Крайне полезно создавать и всячески поддерживать группы взаимопомощи при православных храмах. Выздоравливающие люди вступают в Церковь и воспринимают свое выздоровление как Божие благословение. Известно, что в группах, открытых при православных храмах, люди чаще воцерковляются. Поэтому от нас в большой мере зависит то, сколько больных людей смогут по этим ступенькам, состоящим из 12 шагов, войти в Церковь Христову и в Царство Божие.
Иона Займовский, игумен

cooler
Информация о пользователе

Сладкий Плод Горького Дерева

Сообщение cooler » 08 дек 2015, 23:32

диакон Димитрий писал(а): . Поэтому от нас в большой мере зависит то, сколько больных людей смогут по этим ступенькам, состоящим из 12 шагов, войти в Церковь Христову
Именно благодаря АА я пошел в Церковь,отбросив все предубеждения.Да,сегодня Церковь Христова для меня единственный путь,но программа АА по сей день помогает во многом,я почти ежедневно использую её так или иначе.

Ник
Информация о пользователе

Сладкий Плод Горького Дерева

Сообщение Ник » 08 дек 2015, 23:37

Слава Богу за все! за скорбь и за радость!

Аватара пользователя
jiffkha
Информация о пользователе

Сладкий Плод Горького Дерева

Сообщение jiffkha » 08 дек 2015, 23:58

Привет! Я Миша - алкоголик. Пропил половину взрослой жизни. Дошел до дна. Казалось, что жизнь закончилась, хотелось умереть. Врач нарколог, который делал мне химзащиту, по требованию жены, посоветовал мне прийти в Анонимные Алкоголики. Через сообщество и программу 12 шагов, я пришел к Богу. У меня появился смысл в жизни - помогаю алкоголикам. Я не принадлежу ни к одной церкви, но с уважением отношусь к верующим всех конфессий. Спасибо Вам!
Помни о смерти.

Ник
Информация о пользователе

Сладкий Плод Горького Дерева

Сообщение Ник » 09 дек 2015, 00:10

Mishaho13, спаси Бог, Михаил! Доброе дело делаешь, помогая алкоголикам, ты и себе помогаешь!

Аватара пользователя
Алефтина
Информация о пользователе

Сладкий Плод Горького Дерева

Сообщение Алефтина » 09 дек 2015, 00:24

очень хорошая статья, спасибо, Дмитрий!

Ник
Информация о пользователе

Сладкий Плод Горького Дерева

Сообщение Ник » 09 дек 2015, 00:25

Алефтинаp:r:i:v :smu:sche_nie:

Аватара пользователя
Алефтина
Информация о пользователе

Сладкий Плод Горького Дерева

Сообщение Алефтина » 09 дек 2015, 00:31

меня, признаться, поначалу тоже немного смущало, что программа "завезена" из Штатов. Но мнение изменилось) Думается, это одно из немногого хорошего, что родила Америка)

Ник
Информация о пользователе

Сладкий Плод Горького Дерева

Сообщение Ник » 09 дек 2015, 00:36

Алефтина, это родили люди, больные алкоголизмом, которые дошли до дна. Господь наставил их умы и была написана эта программа, на опыте самих больных!

Аватара пользователя
Алефтина
Информация о пользователе

Сладкий Плод Горького Дерева

Сообщение Алефтина » 09 дек 2015, 00:40

да, Дмитрий, Вы правы, при чем тут Америка

Аватара пользователя
yuricgor
Информация о пользователе
Не употребляю алкоголь:
16 лет 2 месяца 26 дней

Сладкий Плод Горького Дерева

Сообщение yuricgor » 09 дек 2015, 04:09

Спасибо, дьякон Дмитрий! Чудесная статья игумена Ионы Займовского!
диакон Димитрий писал(а): ... С духовной точки зрения проблема любой зависимости – в утрате человеком связи с Богом...
Думаю, в первую очередь, поэтому и не хочется больше прикасаться к сатанинскому пойлу... Не хочется ни по праздникам, ни в будни терять связь с Богом.
Я - бывший алкоголик. Если нужна поддержка, можем также пообщаться голосом, мой скайп: yuricgor

Аватара пользователя
Сан Саныч
Информация о пользователе
Не употребляю алкоголь:
8 лет 11 месяцев 20 дней

Сладкий Плод Горького Дерева

Сообщение Сан Саныч » 09 дек 2015, 06:36

диакон Димитрий писал(а): стремлении заменить их любым суррогатом: алкоголем, наркотиками, деньгами,властью, сексом, работой, путешествиями и т.д. Это один из многочисленных способов бегства от реальной жизни
Так и религию можно в этот ряд смело ставить. Ничего не имею против церкви, но так что ж нам теперь - не работать, не любить, не путешествовать и т.д., а только молиться, уйти в монастырь всем?
20 Пентаклей

Аватара пользователя
Лаэрт
Информация о пользователе

Сладкий Плод Горького Дерева

Сообщение Лаэрт » 09 дек 2015, 07:36

Кзерт, Можно и нужно работать, путешевствовать, любить, зарабатывать деньги. Главное, чтобы это не становилось как занозой, заслоняющёй мир, или средством убежать от самого себя. Нужно помнить о главном и остальное приложится гармонично.

Аватара пользователя
Джемма
Информация о пользователе
Не употребляю алкоголь:
6 лет 1 месяц 7 дней

Сладкий Плод Горького Дерева

Сообщение Джемма » 09 дек 2015, 08:00

диакон Димитрий

Спасибо за статью!
Лаэрт писал(а): Нужно помнить о главном и остальное приложится
Да,главное-Истина.Жаль,что поздно поняла... всему своё время. Стараюсь соблюсти обетования Христа, хоть и сложно,но в то же время лёгко с Ним. ААшная программа созвучна со Словом,радует.

Аватара пользователя
Сан Саныч
Информация о пользователе
Не употребляю алкоголь:
8 лет 11 месяцев 20 дней

Сладкий Плод Горького Дерева

Сообщение Сан Саныч » 09 дек 2015, 08:03

Лаэрт, Паша, твой ответ, вобщем-то логично вытекал из моего вопроса. Суть в том, что человек так устроен, что он легко поддается разного рода зависимостям, которые переходят в привычку, и от них очень не легко избавиться, особенно если они не несут угрозы жизни и здоровью. Путь решения проблем у каждого свой, но принцип примерно такой - из "тяжелой" зависимости избавляемся путем перехода в более "легкую", затем ещё в более "легкую", пока совсем не избавимся от "вредин"(такое вполне возможно). Ну и о "вредности" религии как зависимости, это тоже средство убежать от себя, отгородиться от мира, стать затворником, т.е. фанатизм в любой зависимости приводит к плачевным последствиям с точки зрения здравого смысла.
20 Пентаклей

Аватара пользователя
Елена-я
Информация о пользователе
Не употребляю алкоголь:
8 лет 4 месяца 22 дня

Сладкий Плод Горького Дерева

Сообщение Елена-я » 09 дек 2015, 08:04

Кзерт писал(а): Так и религию можно в этот ряд смело ставить. Ничего не имею против церкви, но так что ж нам теперь - не работать, не любить, не путешествовать и т.д., а только молиться, уйти в монастырь всем?
Извини,не хочу обидеть,но
мне кажется это из разряда, заставь дурака Богу молиться,так лоб расшибет :smu:sche_nie:! Все можно и нужно, и любить, и работать ,и путешествовать,и все это делать с Богом в сердце .

Аватара пользователя
Джемма
Информация о пользователе
Не употребляю алкоголь:
6 лет 1 месяц 7 дней

Сладкий Плод Горького Дерева

Сообщение Джемма » 09 дек 2015, 08:08

Кзерт писал(а): Ну и о "вредности" религии как зависимости, это тоже средство убежать от себя, отгородиться от мира, стать затворником, т.е. фанатизм в любой зависимости
Саша, это сладкая зависимость mi:ss_ss

Хотела бы быть фанатиком,да ленива и расслаблена.

Аватара пользователя
Лаэрт
Информация о пользователе

Сладкий Плод Горького Дерева

Сообщение Лаэрт » 09 дек 2015, 08:09

Кзерт писал(а): о "вредности" религии как зависимости, это тоже средство убежать от себя, отгородиться от мира, стать затворником
Монахами становятся единицы, если у них такое призвание, почему бы и нет, у каждого свой путь. Но подавляющее число верующих - обычные миряне, и тогда
Елена-я писал(а): ! Все можно и нужно, и любить, и работать ,и путешествовать,и все это делать с Богом в сердце .
лучше Лены не скажешь :-):

Аватара пользователя
Сан Саныч
Информация о пользователе
Не употребляю алкоголь:
8 лет 11 месяцев 20 дней

Сладкий Плод Горького Дерева

Сообщение Сан Саныч » 09 дек 2015, 08:21

Елена-я писал(а): любить, и работать ,и путешествовать,и все это делать с Богом в сердце .
Кто бы спорил, лучший вариант для нормального человека
20 Пентаклей

Аватара пользователя
Сан Саныч
Информация о пользователе
Не употребляю алкоголь:
8 лет 11 месяцев 20 дней

Сладкий Плод Горького Дерева

Сообщение Сан Саныч » 09 дек 2015, 08:28

Инна* писал(а): ленива и расслаблена.
Потому, что подвержена очередной зависимости - ешь продукты, на которые подсадили промышленные магнаты
20 Пентаклей

Рекламный блок

Быстрый ответ

Смайлики
flag:rf n^a:r:ik bu:dd:ies a:l:i:k p:u:zi:r n%o_d*rug^s :-) :-|-: p:r:i:v pl:at:oc:hek o:ho:hoh {cat:kiss :ps_ih: fa::p :nez-nayu: mi:ss_ss :ki_ss:
Ещё смайлики…
   
Ответить

Вернуться в «Церковь и алкоголизм»