Эгоизм и эгоцентризм совершенно разные понятия, часто противоречащие друг другу.
Если эгоизм это модель поведения, возможно, проявление убеждения, то эгоцентризм это более глубинное явление, особенность мышления, восприятия мира.
Внешне можно говорить об их различии, но это все равно, что искать отличия самолета и холодильника примерно таким способом. У первого есть крылья, у второго нет. Несомненно, но.. мало кому в голову даже придет сравнивать такие предметы.
Эгоист, это человек, который считает, что его интересы превыше интересов других и потому искренне (или не всегда искренне) считает, что он может использовать чужие интересы, эмоции, вещи, наконец. Он очень социально адаптирован, нуждается в обществе, и общество относится к нему очень часто благосклонно. Да, именно так, потому, что он очаровательно предсказуем, с ним можно договариваться и это делать легко. Он соблюдает "правила игры", важно только сразу их распознать. Он будет всегда, во-первых, защищать свои интересы, и только потом уже все остальные. Он отличный покупатель, не будет нарушать договоренности, если его поставить в условия, где это ему не выгодно. Он не будет заботиться о вас, но и хуже тоже не сделает, хотя бы потому, что ему лень, тем самым выполняя правило английского джентльмена "никогда не делать людям плохо не нарочно". Он действительно объективно оценит вашу работу, если не будет заинтересован в ваших отношениях, Хотя он часто заинтересован. Одним словом, это человек, которому хорошо и он даже заинтересован в том, чтобы хорошо было всем, просто потому, что так комфортнее.
Да, он любит себя и это уже хорошо, хотя бы потому, что он умеет любить.
С ним не стоит идти в разведку, согласен, но если войны нет, иметь такого соседа или сотрудника вполне сносное явление.
Эгоцентризм - совершенно другое явление.
Это особенность мышления, при которой человек не вступает в полной мере в контакт с окружающим его миром. Понятно, что речь не идет о крайних случаях. Какой-то контакт есть, но он, можно сказать, частичен. Человек воспринимает реальность как будто "за стеклом", будучи убежденным, что все это происходит "как бы", виртуально.
При такой архитектуре сознания, человеку кажется, что он реален вполне, в этом он, слава Богу не сомневается, но вот все, что вокруг, на самом деле, не более, чем какая-то постановка, инсценированная по его воле.
Как любой потребитель развлечения он принимает идею интриги, но только если она не затягивается. Т.е. да, жизнь может показаться плохой, события могут развиваться не так, как хотелось бы, но это все только для того, чтобы потом наступил счастливый финал сцены, только для создания контраста. При этом этот самый счастливый финал должен наступить сам по себе, просто потому, что иначе зачем так долго все было плохо?
Эгоцентрист хочет вмешиваться в ход событий, он, фактически, не сомневается в том, что ему это позволено. Как зритель имеет право свистеть или бросать гнилые помидоры, если спектакль скучный. Также и тут человек считает приемлемым возмущаться несправедливостью устроения мира, недостаточным насыщением времени удовольствием, бессмысленностью, по его мнению, многих событий. Все, что ему непонятно, он будет считать неправильным. Ведь мир был создан для его развлечения! И вот я пришел в цирк, а там выходит на манеж учитель с меловой доской и начинает читать мне лекцию по математике! Наверное, это клоун, сейчас он смешно упадет или его побьют другие клоуны на одноколесных велосипедах! Но нет, он все бубнит и бубнит, а потом еще и начинает спрашивать!
Такие события кого угодно введут в раздражение.
Все дело в том, что это был не цирк, но эгоцентристу это не ведомо, потому, что он хотел цирк.
В отношении с людьми он может быть щедрым и показывать чудеса самоотдачи, но все дело в том, что при этом он все это делает так, как сам считает правильным. Им легко манипулировать, если знать эту особенность, но ждать от него интуитивного поступка не следует. Если его попросить вытолкать автомобиль, он это сделает, потому, что это подвиг. Он любит подвиги, когда все аплодируют, но он не купит жене на день рождения цветы, потому, что не понимает, зачем это? Ему цветы не нужны, значит никому не могут быть нужны. Были бы нужны, сказала бы.
Эгоцентристу не уютно в своем этот коконе, хочется быть среди других, но это сложно. Он не видит людей, с которыми мог бы быть вместе. Он вообще не видит людей. Только персонажи.
Если делать выжимку, можно сказать, что
- эгоцентристу сложно адаптироваться потому, что он не верит в необходимость этого. Он не какой-то там "железный человек", он просто не понимает, как можно адаптироваться к тому, чего нет на самом деле.
- эгоцентрист одинок потому, что не видит реальных людей. Только те образы, которые он сам создал (они ему нравятся) и те, что появились случайно (все остальные), они ему не нравятся.
- эгоцентрист не может измениться, потому, что считает реальным только себя, а все, что вокруг должно или служить для его удовольствия или быть изменено.
Поэтому и получается довольно парадоксальная личность: никому не верящий циник, которого легко обманывать, герой, который может в любой момент подвести, страдалец, который всю жизнь стремится к удовольствию. Подросток со старческим взглядом на мир.
Для такого способа мышления самым уютным, понятное дело, может быть только эскапизм. Возможность ничего не видеть, ничего не слышать, приглушить реальность настолько, насколько это возможно и создать себе новую.
Иным словом, опьянение. При этом не важно, какое.
*
Вот с этим всем и нужно разбираться. Т.е учится думать по другому,
- что Бог есть и Он не я.
- что люди вполне автономны, имеют право на свою жизнь, которая мне может не нравиться, но это не должно быть поводом к их изменению.
- что события могут быть разными, оценивать их я могу только настолько, насколько я сам способен в них жить. Так что качество моей жизни зависит только от меня. Мир не может быть справедливым или нет. Он просто есть.
Ну и много другого.
Такое изменение дает возможность "жить и давать жить другим", не страдая и не заставляя страдать других. Не боясь оценки и не ожидая восторгов.
Эмоциональная коррекция происходит сама по себе, вторично. Также, как и поведенческие реакции.
Источник:
Эгоизм и эгоцентризм, бескорыстие и барьеры