"Человек в футляре" - это точно не об Отшельнике.
А за что относиться к этому Беликову по-человечески? Ничтожество он. Это от затаенного самолюбия происходит.
Отшельника не мнение окружающих, - как я понял,- интересовало, а возможные последствия такой минимизации.
Телефон и одежда - это одно, - скорее положительное. А вот уход от реального общения неизбежно повлечет последствия. Какие? - не знаю, но повлечет и, скорее, рад им не будешь.
/вот отрывок из книжки Поля Вирилио "Информационная бомба". Давно был куплен сборник, но взял почитать книгу недавно, и оказалось очень во время.
![]()

Утверждают, что психоанализ не разрешает проблемы, он только замещает
их... То же самое можно сказать о технологическом и производственном
прогрессе.
Сейчас в пресловутой галактике Гутенберга чтение представляется
доступным всем и каждому, однако надо отметить появление целых толп
глухонемых.
Промышленное книгопечатание побуждает к чтению в одиночестве, то есть в
тишине, и мало-помалу лишает людей навыков говорения и слушания, необходимых
для чтения вслух (публичного, полифонического...), распространенного в
эпоху, когда рукописи были относительно редки.
Тем самым книгопечатание приводит к обеднению языка, который утратил не
только свою социальную выразительность (т. е. изначальную способность
выражать свои мысли), но и выразительность пространственную (акцентирование
и просодию). Поэтика народной речи вскоре угасла, умерла -- как говорится,
испустила дух -- и растворилась в академизмах и плоском языке пропаганды и
рекламы...
Если продолжить разговор об утрате способности к чувственному
восприятию под влиянием технологий в быту и на производстве, то можно
припомнить жертвы феи электричества, добровольно подвергающих себя
мгновенной фотографии или оптической иллюзии кинематографа -- способов
представления, умножающих число плохо видящих или, как говорил Вальтер
Бенья-мин, "аналфабетиков образа".
Биолог Жан Ростан считал, что радио "если и не превратило нас в
дураков, то, по крайней мере, сделало глупость еще более громкой"... А Рэй
Бредбери отметил, что глупость кричит на нас из Walkman'oв и забрасывает
"ослепительно-яркими и подробными картинками вместо слов" на телевидении.
"Массы все время спешат, бегут, проходят в наступательном темпе эпоху
за эпохой. Они думают, что продвигаются, но на самом деле топчутся
35
на месте и низвергаются в пустоту", -- писал Франц Кафка.
Логическим следствием заболевания из-за быстрого передвижения,
кинетоза, когда мы на некоторое время становимся одновременно наблюдателями
и путешественниками и пополняем число инвалидов опорно-двигательного
аппарата, является заболевание, вызываемое мгновенными коммуникациями.
Поэтому вскоре появились наркоманы мультимедийных сетей, net-junkies,
вебоманы и киберпанки, пораженные болезнью IAD (Internet Addiction Disorder)
с мусорной свалкой вместо памяти, захламленной картинками непонятного
происхождения и кое-как сваленными неприглядными износившимися символами.
Самые же юные, с начальной школы приклеенные к монитору, уже поражены
гиперкинестезией, связанной с нарушениями деятельности мозга и ведущей к
серьезному ослаблению внимания и внезапным неконтролируемым разрядкам
моторной энергии.
Из-за упрощения доступа к информационным магистралям растет число
путешественников, не покидающих свою комнату, потомков молчаливых читателей,
переваривающих в одиночестве весь вред от средств коммуникации, накопленный
столетиями технического прогресса.
Прогресс поступает с нами как судебный медик, который в качестве
прелюдии перед грубым вмешательством проникает в каждое отверстие
исследуемого тела. Он не только настигает человека, он проходит сквозь него
и оставляет, сосредотачивает, накапливает в каждом из нас сопутствующие
нарушения (визуальные, социальные, психомоторные, аффективные,
интеллектуальные, сексуальные...). Каждое изобретение привносит массу новых,
свойственных только ему разрушений и причиняет еще одно повреждение.
Мы не подозреваем о том, что являемся потомками сомнительных родителей
и находимся в плену у наследственных пороков, передаваемых не36
генами, спермой или кровью, а неопределяемым технологическим
заражением.
Вследствие утраты "поведенческой свободы", всякая критика техники
потихоньку иссякла и мы бессознательно соскользнули от просто технологии --
к технокультуре, а затем -- к догматизму тоталитарной технокультуры, и
теперь нас ограничивают не моральные, социальные, культурные и т. д. запреты
общества, а мы сами, наше собственное тело, измененное столетиями прогресса..

Свернуть