Кого что отталкивает от программы АА
Правила форума
В этом разделе категорически запрещен флуд!
В этом разделе категорически запрещен флуд!
-
- Не употребляю алкоголь:
2 года 3 месяца 27 дней
Беседы о пьянстве, алкоголизме и способах быть трезвыми...
" Джек Тримпи – автор движения «рационального выздоровления», которое вместе со своей женой Линдой основал в 1996 году. Суть метода – постепенный отказ от употребления спиртного с помощью знаний и навыков, почерпнутых в книгах, видеокассетах, на специальных тренингах и т. "
От это точно секта.
От это точно секта.
Не наливать!
Беседы о пьянстве, алкоголизме и способах быть трезвыми...
Более полутора лет участвую в обсуждении темы АА на форумах Русской Линии. До этого вопросы 12-шаговой программы были мне «параллельны»: в нашем храме с зависимыми работают по отечественным программам. Однако, столкнувшись с мнением АА-секта и познакомившись с разными анонимными поняла – не все так просто…
Я не понимаю, почему все группы «анонимных» «сваливают» в одну кучу и клеят к ним ярлык «секта», даже не попробовав вникнуть и разобраться. Пример. В Москве есть реабилитационный центр «Зебра» (у них есть сайт в инете). Им руководит выпускница Свято-Тихоновского Университате Екатерина Савина. Лично я о ней знаю давно: на радио «Радонеж» она вела цикл передач как православный врач-психолог. Передачи были очень интересные.
Так вот в своем центре Екатерина работает по программе «12 шагов». Ею написаны три книги о том, как преодолеть зависимость. Я была у нее на занятиях. Занятия прекрасные. К ней приходят зависимые и их родственники, которые зачастую потеряли всякую надежду. Здесь он ее обретают. Но не только телесное здравие получают на занятиях и курсах "Зебры". Сама Екатерина – православная, поэтому естественно, та Высшая сила, о которой постоянно повторяется в «12 шагах» - это Господь Иисус Христос.
Так, я была на ее занятии накануне Великого поста. Прозвучала фраза: «Ребята, в следующую среду занятий не будет – в храмах читается канон преподобного Андрея Критского. Предлагаю всем помолиться». Этим летом Екатерина возила своих «зебрят» в несколько православных монастырей. Я лично переписываюсь с некоторыми из них. Это – православные люди. И большинство из них пришли к вере и воцерковлению именно благодаря занятиям Екатерины.
Теперь, соответственно, у меня возникает вопрос: что плохого в том, что делает Екатерина?
Повторюсь: за полтора года дискуссий на РЛ ни один из противников АА не смог мне объяснить, вред 12-шаговой программы, когда ею руководят православные.
Все моим оппонентам я предлагала найти и прослушать в сети цикл бесед протоиерея Евгения Генинга (сейчас он возглавляет комиссию по работе с молодежью Московской епархии) – о связи 12 шагов и Православия – просила – прослушайте и наведите критику, не беря во внимание мелкие недочеты и оговорки: что плохого в этих лекциях? Не прослушал ни один, но все однозначно осуждают.
Мне очень хотелось бы, чтобы обсуждение вопроса «12 шагов» приняло здесь конструктивный характер – серьезно рассмотрелся бы опыт отечественных групп, потому что сравнение с иностранными группами не совсем корректно: те из российских АА-йцев, которые крещены в Православии под понятием «Высшая Сила» представляют Бога, во Имя Которого они крестились – Бога Евангелия.
Я не понимаю, почему все группы «анонимных» «сваливают» в одну кучу и клеят к ним ярлык «секта», даже не попробовав вникнуть и разобраться. Пример. В Москве есть реабилитационный центр «Зебра» (у них есть сайт в инете). Им руководит выпускница Свято-Тихоновского Университате Екатерина Савина. Лично я о ней знаю давно: на радио «Радонеж» она вела цикл передач как православный врач-психолог. Передачи были очень интересные.
Так вот в своем центре Екатерина работает по программе «12 шагов». Ею написаны три книги о том, как преодолеть зависимость. Я была у нее на занятиях. Занятия прекрасные. К ней приходят зависимые и их родственники, которые зачастую потеряли всякую надежду. Здесь он ее обретают. Но не только телесное здравие получают на занятиях и курсах "Зебры". Сама Екатерина – православная, поэтому естественно, та Высшая сила, о которой постоянно повторяется в «12 шагах» - это Господь Иисус Христос.
Так, я была на ее занятии накануне Великого поста. Прозвучала фраза: «Ребята, в следующую среду занятий не будет – в храмах читается канон преподобного Андрея Критского. Предлагаю всем помолиться». Этим летом Екатерина возила своих «зебрят» в несколько православных монастырей. Я лично переписываюсь с некоторыми из них. Это – православные люди. И большинство из них пришли к вере и воцерковлению именно благодаря занятиям Екатерины.
Теперь, соответственно, у меня возникает вопрос: что плохого в том, что делает Екатерина?
Повторюсь: за полтора года дискуссий на РЛ ни один из противников АА не смог мне объяснить, вред 12-шаговой программы, когда ею руководят православные.
Все моим оппонентам я предлагала найти и прослушать в сети цикл бесед протоиерея Евгения Генинга (сейчас он возглавляет комиссию по работе с молодежью Московской епархии) – о связи 12 шагов и Православия – просила – прослушайте и наведите критику, не беря во внимание мелкие недочеты и оговорки: что плохого в этих лекциях? Не прослушал ни один, но все однозначно осуждают.
Мне очень хотелось бы, чтобы обсуждение вопроса «12 шагов» приняло здесь конструктивный характер – серьезно рассмотрелся бы опыт отечественных групп, потому что сравнение с иностранными группами не совсем корректно: те из российских АА-йцев, которые крещены в Православии под понятием «Высшая Сила» представляют Бога, во Имя Которого они крестились – Бога Евангелия.
-
- Не употребляю алкоголь:
10 лет 7 месяцев 12 дней
Беседы о пьянстве, алкоголизме и способах быть трезвыми...
пусть будет секта..ну и что дальше ?Симон писал(а): Следовательно, настало время назвать «АА» сектой и подождать, пока ученые это поймут.
-
- Не употребляю алкоголь:
10 лет 7 месяцев 12 дней
Беседы о пьянстве, алкоголизме и способах быть трезвыми...
хрустик писал(а): Суть метода – постепенный отказ от употребления спиртного с помощью знаний и навыков, почерпнутых в книгах, видеокассетах, на специальных тренингах и т. "
-
- Не употребляю алкоголь:
10 лет 4 месяца 29 дней
Беседы о пьянстве, алкоголизме и способах быть трезвыми...
Если такое есть, я обеими руками за .Лаэрт писал(а): "У нас в монастырском приходе по воскресным и праздничным дням причащаются до 50-70 выздоравливающих алкоголиков и наркоманов. Поэтому я радуюсь, что есть сообщество "АА" и АН".
Я же увидел в реале постоянное противопоставление Церкви , причём Церковь всегда проигрывает. Именно тут увидел на форуме из ваших слов, и на своей группе. Сейчас вижу , что не только я ,многие люди видят тоже самое.
-
- Не употребляю алкоголь:
10 лет 4 месяца 29 дней
Беседы о пьянстве, алкоголизме и способах быть трезвыми...
Абсолютно ничего. Ты решил бросить пить при помощи секты? Это твой выбор и твоё право.кулер писал(а): пусть будет секта..ну и что дальше ?
-
- Не употребляю алкоголь:
10 лет 4 месяца 29 дней
Беседы о пьянстве, алкоголизме и способах быть трезвыми...
кулер,
Саша, я вообще об этой организации, и этих людях слышу первый раз, мне вообще пофигу кто это. Но то, что они пишут , во многом совпадает с тем, что я вижу у нас в реале.
Саша, я вообще об этой организации, и этих людях слышу первый раз, мне вообще пофигу кто это. Но то, что они пишут , во многом совпадает с тем, что я вижу у нас в реале.
-
- Не употребляю алкоголь:
10 лет 7 месяцев 12 дней
Беседы о пьянстве, алкоголизме и способах быть трезвыми...
Да,я с помощью секты.Тебя за что на форуме Кураева забанили ?Симон писал(а): Ты решил бросить пить при помощи секты? Это твой выбор и твоё право.
Беседы о пьянстве, алкоголизме и способах быть трезвыми...
Симон, Семён, мы с нашей группой АА ездили в монастырь Серафима Саровского в этом году, в прошлом году мы ездили в пещерный монастырь Сазани под Сердобском. На автобусе, выделенном Балашовской епархией, в сопровождении батюшек, с благословения Владыки Тарасия.
У меня вопрос: ты мог бы представить на нашем месте Свидетелей Иеговы, молокан, Белое братство ит д?
У меня вопрос: ты мог бы представить на нашем месте Свидетелей Иеговы, молокан, Белое братство ит д?
-
- Не употребляю алкоголь:
10 лет 7 месяцев 12 дней
Беседы о пьянстве, алкоголизме и способах быть трезвыми...
Ты про что,Семен ?Симон писал(а): Саша, я вообще об этой организации, и этих людях слышу первый раз, мне вообще пофигу кто это.
-
- Не употребляю алкоголь:
10 лет 4 месяца 29 дней
Беседы о пьянстве, алкоголизме и способах быть трезвыми...
Лаэрт писал(а): Мне очень хотелось бы, чтобы обсуждение вопроса «12 шагов» приняло здесь конструктивный характер
-
- Не употребляю алкоголь:
10 лет 4 месяца 29 дней
Беседы о пьянстве, алкоголизме и способах быть трезвыми...
кулер, Вот про этого товарища :
Джек Тримпи – автор движения «рационального выздоровления»,
Джек Тримпи – автор движения «рационального выздоровления»,
-
- Не употребляю алкоголь:
10 лет 7 месяцев 12 дней
Беседы о пьянстве, алкоголизме и способах быть трезвыми...
Ладно,я попрощаюсь на сегодня.Надо ещё упражнения сектантские делать и дела по дому есть.
-
- Не употребляю алкоголь:
10 лет 4 месяца 29 дней
Беседы о пьянстве, алкоголизме и способах быть трезвыми...
Нет не мог. Ещё раз говорю, что если у вас так, то я очень этому рад и обеими руками за. Паша, я ведь об АА сужу из ваших тут слов, нет у меня другого опыта ощения с АА. Только вот тут, и у себя на группе. То , что я увидел и привело меня к тем вопросам, что я тут задавал. Увы, вы мне на них ответили не убедительно.Лаэрт писал(а): У меня вопрос: ты мог бы представить на нашем месте Свидетелей Иеговы, молокан, Белое братство ит д?
Вот то, что ты мне пишешь про свою группу, не вызывает негатива. Всё ясно и понятно.
-
- Не употребляю алкоголь:
2 года 3 месяца 27 дней
Беседы о пьянстве, алкоголизме и способах быть трезвыми...
Не сорваться бы нам в штопор, алкаголеке. Все эти темы сразу станут неактуальны.
Не наливать!
-
- Не употребляю алкоголь:
10 лет 4 месяца 29 дней
Беседы о пьянстве, алкоголизме и способах быть трезвыми...
А зачем тебе это?кулер писал(а): Да,я с помощью секты.Тебя за что на форуме Кураева забанили ?
Беседы о пьянстве, алкоголизме и способах быть трезвыми...
Ну и славно. Прости, если задел неосторожным словом.Симон писал(а): Вот то, что ты мне пишешь про свою группу, не вызывает негатива. Всё ясно и понятно.
Я по натуре человек малоконфликтный, сдержанный, правда, эмоционально неуравновешенный. Но когда задевают мой спасительный островок надежды, благодаря чему я выкарабкиваюсь, никак не умею промолчать и не вступиться
Но это не зомбированность моя , чисто человеческое...
-
- Не употребляю алкоголь:
10 лет 4 месяца 29 дней
Беседы о пьянстве, алкоголизме и способах быть трезвыми...
И ты меня прости.Лаэрт писал(а): Прости, если задел неосторожным словом.
-
- Не употребляю алкоголь:
10 лет 4 месяца 29 дней
Беседы о пьянстве, алкоголизме и способах быть трезвыми...
Вот, очень замечательная, на мой взгляд, статья на эту тему :
"Клирик храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском, духовник сестричества при храме, руководитель службы «Благое дело» для помощи страдающим алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, врач-психиатр, священник Владимир Новицкий относится скорее к противникам программы «12 шагов». Мы попытались выяснить у отца Владимира, почему.
– Отец Владимир, что вас настораживает в группах анонимных алкоголиков и в программе «12 шагов»?
– Прежде всего, я не могу принять определение «Бог, как я Его понимаю», тем более – «Христос, как я Его понимаю» (была и такая адаптация программы). «Свое» представление о Боге вообще лишает человека подлинного общения с Богом, отводит от Христа. И мы в «Благом деле» никогда не боимся с первой же беседы говорить с пациентами о Христе. Мне чаще приходилось консультировать наркоманов, чем алкоголиков, но обе эти зависимости имеют духовные корни и неизлечимы только медицинскими средствами. По статистике прошлых лет за полтора года у нас было больше шестисот наркозависимых пациентов, и я не помню, чтобы кого-нибудь из них оттолкнула или покоробила проповедь о Христе. К нам приходили люди исстрадавшиеся, безуспешно перепробовавшие разные методы лечения. Услышав слово о Христе, они попадали в родную стихию. Еще Тертуллиан говорил, что душа человека по природе христианка. Поэтому больная душа чутко отзывается на Слово Жизни.
– В «Благое дело» люди идут, зная, что прием ведется при храме и консультирует священник. Значит, приходят только те, кто не настроен против Церкви и даже готов попробовать воцерковиться. Но когда вы работали врачом в клинике, наверняка были больные, не желающие ничего слышать о Боге?
– Конечно, в клинику приходили разные люди. Но с тех пор, как я стал верующим человеком, старался говорить о Христе, когда это было возможно. Если же видел, что человек закрыт для таких разговоров, ограничивался медицинской и психологической помощью. В такой помощи в начале лечения алкоголики и наркоманы тоже нуждаются. И у меня не было бы больших претензий к программе «12 шагов», если бы она была заявлена как психологическая методика. Но она претендует на духовность. Какая духовность может быть вне Церкви, вне Христа? На мой взгляд, только альтернативная, то есть псевдодуховность.
– Православные сторонники программы объясняют, что речь идет не об отказе от Христа. Просто программа составлена с учетом того, что в группы приходят разные люди. И ведь многие из них постепенно приходят ко Христу, воцерковляются.
– Кто сказал, что они воцерковляются благодаря группам? Думаю, что как раз вопреки им. Группы существуют не для воцерковления, а для абсолютно автономной помощи алкоголикам. И помощи не психологической, а духовной. Повторяю, как психологическая методика программа «12 шагов» во многом оправданна. Хорошо, что есть группы взаимопомощи, где люди делятся опытом, помогают друг другу. Но, помогая на начальном этапе, группы насаждают ложную идею «Бога, как они Его понимают», привязывают людей к себе, мешают их дальнейшему развитию. Заранее оговаривается, что если человек перестанет ходить на группы, непременно сорвется. И люди действительно срываются, потому что они зависимы от этих групп. Приходили ко мне на прием люди, бывавшие на этих группах. В группах они держались, но, переставая на них ходить, быстро запивали. Потому что были совершенно не адаптированы к реальной жизни, не знали ничего, кроме этих групп. Группы для анонимных алкоголиков и становятся «Богом, как они Его понимают». К Православию же анонимные алкоголики относятся, как к обскурантизму, чему-то ограниченному. Церковь им нужна лишь для того, чтобы священники направляли к ним пьющих прихожан, предоставляли помещения для занятий групп, но не как Тело Христово, Богочеловеческий организм. По их представлениям они сами Богочеловеческий организм. Только они знают, как реально помочь алкоголику. Потому что они сами алкоголики. И даже бравируют этим. Стали появляться уже группы анонимных игроков, анонимных блудников. Бесконечно можно делить людей на подгруппы по порокам. В результате люди попадают в самозамкнутую систему. Якобы спасает их только общение с такими же, как они.
– Отец Владимир, меня тоже смущает пожизненная зависимость людей от группы. Но, может быть, действительно для страдающих алкоголизмом постоянное общение с группой – единственный способ выжить?
– Да, пребывание в группах многих спасает от физической гибели. Но нам неизвестно, что становится с их душами. Эти люди (как и все мы) нуждаются в покаянии, прощении и благодатной силе, чтобы менять свою жизнь и бороться с грехом. В группах анонимных алкоголиков это невозможно, потому что нет покаяния без Христа.
– Да, они утверждают, что, сколько бы ни воздерживались, всё равно остаются алкоголиками и, только помня об этом, не забывают и о необходимой внутренней работе над собой.
– Категорически не согласен. Зацикливание на своем алкоголизме как раз мешает внутреннему развитию. Происходит душевное окаменение, человек становится непластичным, негибким, застывает на уровне своей немощи. Воля его ослабляется, он становится внушаемым. И оказывается как бы между двух огней. С одной стороны, он держится за группы, которые удерживают его от запоев. Но страсть-то никуда не девается, и он, как жена Лота, всё время оглядывается назад. Иначе и быть не может, потому что от своей страсти он не лечится, не получает благодатной помощи. А для группы он не Василий или Иван, а просто алкоголик. Разве это не потеря своего лица? В такой ситуации очень трудно прийти к покаянию. И я считаю, что если люди и приходят, то именно вопреки группам.
– Почему же тогда некоторые священники рекомендуют своим духовным чадам ходить на эти группы и после воцерковления?
– Об этом надо спросить тех священников, которые рекомендуют. Мне это непонятно. Если человек серьезно и глубоко воцерковится, он может преодолеть свою страсть, жить полноценной жизнью: духовной, семейной, социальной. Можно и нужно разнообразить приходскую жизнь, чтобы на приходах была возможность различной психологической реабилитации, чтобы каждый желающий мог найти себя в общине. Например, при храмах можно создавать «общества трезвости»; такая практика была и есть. Но чем могут быть полезны православному человеку группы анонимных алкоголиков, я не вижу. И уж совсем мне непонятна ситуация, когда одной моей знакомой, у которой сын наркоман, священник (один из горячих поклонников «12 шагов») сказал, что и она нуждается в группах анонимных родителей наркоманов. Что она патологически созависима своему сыну.
– Значит, вы не согласны и с таким утверждением в книге «Церковь и страдающая личность»: «Часто для священника родственники таких больных еще более обременительны. Одно и то же приносят они на исповедь. Буквально одолевают батюшку. Некоторые из них начинают неистово заниматься религиозно-социальной деятельностью. Нужно хорошо знать проблему, чтобы увидеть, что эти люди тоже серьезно больны.»?
– Разве можно так обобщать? Мы все должны носить тяготы друг друга: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал., 6, 2). То есть мы все в какой-то степени созависимы. Раз мы друг друга любим, значит мы друг от друга и зависим. Это касается не только болезни, но вообще человеческих взаимоотношений. Но приведенная вами цитата как раз показывает, что эта система опирается не на реальную жизнь, а на схемы. Конечно, близкие алкоголиков и наркоманов находятся в состоянии хронической психотравмы, часто нуждаются в психологической поддержке. Но ведь много зависит и от их психической и духовной крепости. Некоторые из них способны морально поддержать гибнущего сына или мужа лучше любой группы. Бывают случаи, когда родственники вымаливают у Господа алкоголиков или наркоманов, приводят их в Церковь. Созависимость – крест. По логике этих «шагов» надо отказываться от своего креста.
– Отец Владимир, вы говорили о том, что при глубоком воцерковлении человек может победить страсть. Но вот психолог Евгений Николаевич Проценко рассказывал, что на группы приходили и воцерковленные люди, и даже священники. И жизнь в Церкви не помогала им оставаться трезвыми.
– Бывает и такое. Дело в том, что цель подлинного воцерковления – святость. От нее мы все далеки, поэтому каемся, поднимаемся и снова падаем. Но это должно становиться стимулом для более глубокого покаяния, а не для поиска альтернативной духовности. Ни миряне, ни священники не должны пренебрегать медицинской и психологической помощью, когда она необходима, но группы анонимных алкоголиков настаивают на том, что оказывают именно духовную помощь.
– Нужно ли, на ваш взгляд, Церкви сотрудничать с группами анонимных алкоголиков?
– Конечно, нужно. Вопрос в том, как сотрудничать? Думаю, общение с ними возможно у исповедального аналоя. Относиться к ним, конечно, нужно с любовью и сочувствием. Это действительно страдающие, болящие люди, нуждающиеся в помощи. И во Христе. Вот мы и должны им, поклоняющимся неведомому богу, проповедовать Христа. Но сотрудничать с ними без проповеди, как бы на равных, признавая их методику духовной, соглашаясь с их системой пожизненного привязывания людей к группам?.. По-моему, это будет не сотрудничество, а попустительство.
Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ
Послностью статью см. https://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=9&id=1744
Подписываюсь под каждым словом.
"Клирик храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском, духовник сестричества при храме, руководитель службы «Благое дело» для помощи страдающим алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, врач-психиатр, священник Владимир Новицкий относится скорее к противникам программы «12 шагов». Мы попытались выяснить у отца Владимира, почему.
– Отец Владимир, что вас настораживает в группах анонимных алкоголиков и в программе «12 шагов»?
– Прежде всего, я не могу принять определение «Бог, как я Его понимаю», тем более – «Христос, как я Его понимаю» (была и такая адаптация программы). «Свое» представление о Боге вообще лишает человека подлинного общения с Богом, отводит от Христа. И мы в «Благом деле» никогда не боимся с первой же беседы говорить с пациентами о Христе. Мне чаще приходилось консультировать наркоманов, чем алкоголиков, но обе эти зависимости имеют духовные корни и неизлечимы только медицинскими средствами. По статистике прошлых лет за полтора года у нас было больше шестисот наркозависимых пациентов, и я не помню, чтобы кого-нибудь из них оттолкнула или покоробила проповедь о Христе. К нам приходили люди исстрадавшиеся, безуспешно перепробовавшие разные методы лечения. Услышав слово о Христе, они попадали в родную стихию. Еще Тертуллиан говорил, что душа человека по природе христианка. Поэтому больная душа чутко отзывается на Слово Жизни.
– В «Благое дело» люди идут, зная, что прием ведется при храме и консультирует священник. Значит, приходят только те, кто не настроен против Церкви и даже готов попробовать воцерковиться. Но когда вы работали врачом в клинике, наверняка были больные, не желающие ничего слышать о Боге?
– Конечно, в клинику приходили разные люди. Но с тех пор, как я стал верующим человеком, старался говорить о Христе, когда это было возможно. Если же видел, что человек закрыт для таких разговоров, ограничивался медицинской и психологической помощью. В такой помощи в начале лечения алкоголики и наркоманы тоже нуждаются. И у меня не было бы больших претензий к программе «12 шагов», если бы она была заявлена как психологическая методика. Но она претендует на духовность. Какая духовность может быть вне Церкви, вне Христа? На мой взгляд, только альтернативная, то есть псевдодуховность.
– Православные сторонники программы объясняют, что речь идет не об отказе от Христа. Просто программа составлена с учетом того, что в группы приходят разные люди. И ведь многие из них постепенно приходят ко Христу, воцерковляются.
– Кто сказал, что они воцерковляются благодаря группам? Думаю, что как раз вопреки им. Группы существуют не для воцерковления, а для абсолютно автономной помощи алкоголикам. И помощи не психологической, а духовной. Повторяю, как психологическая методика программа «12 шагов» во многом оправданна. Хорошо, что есть группы взаимопомощи, где люди делятся опытом, помогают друг другу. Но, помогая на начальном этапе, группы насаждают ложную идею «Бога, как они Его понимают», привязывают людей к себе, мешают их дальнейшему развитию. Заранее оговаривается, что если человек перестанет ходить на группы, непременно сорвется. И люди действительно срываются, потому что они зависимы от этих групп. Приходили ко мне на прием люди, бывавшие на этих группах. В группах они держались, но, переставая на них ходить, быстро запивали. Потому что были совершенно не адаптированы к реальной жизни, не знали ничего, кроме этих групп. Группы для анонимных алкоголиков и становятся «Богом, как они Его понимают». К Православию же анонимные алкоголики относятся, как к обскурантизму, чему-то ограниченному. Церковь им нужна лишь для того, чтобы священники направляли к ним пьющих прихожан, предоставляли помещения для занятий групп, но не как Тело Христово, Богочеловеческий организм. По их представлениям они сами Богочеловеческий организм. Только они знают, как реально помочь алкоголику. Потому что они сами алкоголики. И даже бравируют этим. Стали появляться уже группы анонимных игроков, анонимных блудников. Бесконечно можно делить людей на подгруппы по порокам. В результате люди попадают в самозамкнутую систему. Якобы спасает их только общение с такими же, как они.
– Отец Владимир, меня тоже смущает пожизненная зависимость людей от группы. Но, может быть, действительно для страдающих алкоголизмом постоянное общение с группой – единственный способ выжить?
– Да, пребывание в группах многих спасает от физической гибели. Но нам неизвестно, что становится с их душами. Эти люди (как и все мы) нуждаются в покаянии, прощении и благодатной силе, чтобы менять свою жизнь и бороться с грехом. В группах анонимных алкоголиков это невозможно, потому что нет покаяния без Христа.
– Да, они утверждают, что, сколько бы ни воздерживались, всё равно остаются алкоголиками и, только помня об этом, не забывают и о необходимой внутренней работе над собой.
– Категорически не согласен. Зацикливание на своем алкоголизме как раз мешает внутреннему развитию. Происходит душевное окаменение, человек становится непластичным, негибким, застывает на уровне своей немощи. Воля его ослабляется, он становится внушаемым. И оказывается как бы между двух огней. С одной стороны, он держится за группы, которые удерживают его от запоев. Но страсть-то никуда не девается, и он, как жена Лота, всё время оглядывается назад. Иначе и быть не может, потому что от своей страсти он не лечится, не получает благодатной помощи. А для группы он не Василий или Иван, а просто алкоголик. Разве это не потеря своего лица? В такой ситуации очень трудно прийти к покаянию. И я считаю, что если люди и приходят, то именно вопреки группам.
– Почему же тогда некоторые священники рекомендуют своим духовным чадам ходить на эти группы и после воцерковления?
– Об этом надо спросить тех священников, которые рекомендуют. Мне это непонятно. Если человек серьезно и глубоко воцерковится, он может преодолеть свою страсть, жить полноценной жизнью: духовной, семейной, социальной. Можно и нужно разнообразить приходскую жизнь, чтобы на приходах была возможность различной психологической реабилитации, чтобы каждый желающий мог найти себя в общине. Например, при храмах можно создавать «общества трезвости»; такая практика была и есть. Но чем могут быть полезны православному человеку группы анонимных алкоголиков, я не вижу. И уж совсем мне непонятна ситуация, когда одной моей знакомой, у которой сын наркоман, священник (один из горячих поклонников «12 шагов») сказал, что и она нуждается в группах анонимных родителей наркоманов. Что она патологически созависима своему сыну.
– Значит, вы не согласны и с таким утверждением в книге «Церковь и страдающая личность»: «Часто для священника родственники таких больных еще более обременительны. Одно и то же приносят они на исповедь. Буквально одолевают батюшку. Некоторые из них начинают неистово заниматься религиозно-социальной деятельностью. Нужно хорошо знать проблему, чтобы увидеть, что эти люди тоже серьезно больны.»?
– Разве можно так обобщать? Мы все должны носить тяготы друг друга: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал., 6, 2). То есть мы все в какой-то степени созависимы. Раз мы друг друга любим, значит мы друг от друга и зависим. Это касается не только болезни, но вообще человеческих взаимоотношений. Но приведенная вами цитата как раз показывает, что эта система опирается не на реальную жизнь, а на схемы. Конечно, близкие алкоголиков и наркоманов находятся в состоянии хронической психотравмы, часто нуждаются в психологической поддержке. Но ведь много зависит и от их психической и духовной крепости. Некоторые из них способны морально поддержать гибнущего сына или мужа лучше любой группы. Бывают случаи, когда родственники вымаливают у Господа алкоголиков или наркоманов, приводят их в Церковь. Созависимость – крест. По логике этих «шагов» надо отказываться от своего креста.
– Отец Владимир, вы говорили о том, что при глубоком воцерковлении человек может победить страсть. Но вот психолог Евгений Николаевич Проценко рассказывал, что на группы приходили и воцерковленные люди, и даже священники. И жизнь в Церкви не помогала им оставаться трезвыми.
– Бывает и такое. Дело в том, что цель подлинного воцерковления – святость. От нее мы все далеки, поэтому каемся, поднимаемся и снова падаем. Но это должно становиться стимулом для более глубокого покаяния, а не для поиска альтернативной духовности. Ни миряне, ни священники не должны пренебрегать медицинской и психологической помощью, когда она необходима, но группы анонимных алкоголиков настаивают на том, что оказывают именно духовную помощь.
– Нужно ли, на ваш взгляд, Церкви сотрудничать с группами анонимных алкоголиков?
– Конечно, нужно. Вопрос в том, как сотрудничать? Думаю, общение с ними возможно у исповедального аналоя. Относиться к ним, конечно, нужно с любовью и сочувствием. Это действительно страдающие, болящие люди, нуждающиеся в помощи. И во Христе. Вот мы и должны им, поклоняющимся неведомому богу, проповедовать Христа. Но сотрудничать с ними без проповеди, как бы на равных, признавая их методику духовной, соглашаясь с их системой пожизненного привязывания людей к группам?.. По-моему, это будет не сотрудничество, а попустительство.
Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ
Послностью статью см. https://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=9&id=1744
Подписываюсь под каждым словом.
-
- Не употребляю алкоголь:
10 лет 8 месяцев 15 дней
Беседы о пьянстве, алкоголизме и способах быть трезвыми...
А мы и есть сектантыСимон писал(а): чисто сектанская реакция
Велком ту зе клуб, если че.