Что меня отталкивает от АА ? В первую очередь - нечестность. Это первое с чем столкнулся практически сразу. То есть, декларируют одно, а на деле совсем другое. Кстати, как раз честность там постоянно называют одним из условий трезвости.
Первая мысль была, может я чего не понимаю. Стал разбираться, задавать вопросы. Или уходят от ответа, или опять нечестность, или обвинения в религиозном фанатизме, в зашоренности, в зацикливании на внешнем, на не нужной обрядовости и т.д даже в язычестве.
Сообщество которое декларирует себя как вне религиозное, на самом деле таким не является. У него(сообщества) есть свое видение Бога - "как мы его себе представляем". У сообщества есть его название - Высшая сила. Есть свои молитвы , свои духовники(спонсоры). Своя духовная программа, свои книги. Всё как в религиозной организации.
Под отсутствием религиозности подразумевается у них видимо отсутствие обрядов.На этом часто делается акцент, что тоже , на самом деле, подразумевает определённое религиозное учение. Как , например, у протестантов.
Вот тут далее привожу интервью одного священника. Я не ссылаюсь на него как на некий авторитет, просто увидел тоже самое, что и он. Аргументы его мне кажутся взвешенными и разумными.
Он не отрицает пользы АА как групп психологической поддержки . И я бы с удовольствием ходил на такие группы, если бы они, как и декларируют, не вторгались в духовное пространство человека.
Клирик храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском, духовник сестричества при храме, руководитель службы «Благое дело» для помощи страдающим алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, врач-психиатр, священник Владимир Новицкий относится скорее к противникам программы «12 шагов». Мы попытались выяснить у отца Владимира, почему.
– Отец Владимир, что вас настораживает в группах анонимных алкоголиков и в программе «12 шагов»?
– Прежде всего, я не могу принять определение
«Бог, как я Его понимаю», тем более – «Христос, как я Его понимаю» (была и такая адаптация программы).
«Свое» представление о Боге вообще лишает человека подлинного общения с Богом, отводит от Христа. И мы в «Благом деле» никогда не боимся с первой же беседы говорить с пациентами о Христе. Мне чаще приходилось консультировать наркоманов, чем алкоголиков, но обе эти зависимости имеют духовные корни и неизлечимы только медицинскими средствами. По статистике прошлых лет за полтора года у нас было больше шестисот наркозависимых пациентов, и я не помню, чтобы кого-нибудь из них оттолкнула или покоробила проповедь о Христе. К нам приходили люди исстрадавшиеся, безуспешно перепробовавшие разные методы лечения. Услышав слово о Христе, они попадали в родную стихию. Еще Тертуллиан говорил, что душа человека по природе христианка. Поэтому больная душа чутко отзывается на Слово Жизни.
– В «Благое дело» люди идут, зная, что прием ведется при храме и консультирует священник. Значит, приходят только те, кто не настроен против Церкви и даже готов попробовать воцерковиться. Но когда вы работали врачом в клинике, наверняка были больные, не желающие ничего слышать о Боге?
– Конечно, в клинику приходили разные люди. Но с тех пор, как я стал верующим человеком, старался говорить о Христе, когда это было возможно. Если же видел, что человек закрыт для таких разговоров, ограничивался медицинской и психологической помощью. В такой помощи в начале лечения алкоголики и наркоманы тоже нуждаются. И у меня не было бы больших претензий к программе «12 шагов», если бы она была заявлена как психологическая методика.
Но она претендует на духовность. Какая духовность может быть вне Церкви, вне Христа? На мой взгляд, только альтернативная, то есть псевдодуховность.
– Православные сторонники программы объясняют, что речь идет не об отказе от Христа. Просто программа составлена с учетом того, что в группы приходят разные люди. И ведь многие из них постепенно приходят ко Христу, воцерковляются.
– Кто сказал, что они воцерковляются благодаря группам? Думаю, что как раз вопреки им. Группы существуют не для воцерковления, а для абсолютно автономной помощи алкоголикам. И помощи не психологической, а духовной.
Повторяю, как психологическая методика программа «12 шагов» во многом оправданна. Хорошо, что есть группы взаимопомощи, где люди делятся опытом, помогают друг другу. Но, помогая на начальном этапе, группы насаждают ложную идею «Бога, как они Его понимают», привязывают людей к себе, мешают их дальнейшему развитию.[/b] Заранее оговаривается, что если человек перестанет ходить на группы, непременно сорвется. И люди действительно срываются, потому что они зависимы от этих групп. Приходили ко мне на прием люди, бывавшие на этих группах. В группах они держались, но, переставая на них ходить, быстро запивали. Потому что были совершенно не адаптированы к реальной жизни, не знали ничего, кроме этих групп. Группы для анонимных алкоголиков и становятся «Богом, как они Его понимают». К Православию же анонимные алкоголики относятся, как к обскурантизму, чему-то ограниченному. Церковь им нужна лишь для того, чтобы священники направляли к ним пьющих прихожан, предоставляли помещения для занятий групп, но не как Тело Христово, Богочеловеческий организм. По их представлениям они сами Богочеловеческий организм. Только они знают, как реально помочь алкоголику. Потому что они сами алкоголики. И даже бравируют этим. Стали появляться уже группы анонимных игроков, анонимных блудников. Бесконечно можно делить людей на подгруппы по порокам. В результате люди попадают в самозамкнутую систему. Якобы спасает их только общение с такими же, как они.
– Отец Владимир, меня тоже смущает пожизненная зависимость людей от группы. Но, может быть, действительно для страдающих алкоголизмом постоянное общение с группой – единственный способ выжить?
– Да, пребывание в группах многих спасает от физической гибели. Но нам неизвестно, что становится с их душами. Эти люди (как и все мы) нуждаются в покаянии, прощении и благодатной силе, чтобы менять свою жизнь и бороться с грехом. В группах анонимных алкоголиков это невозможно, потому что нет покаяния без Христа.
– Да, они утверждают, что, сколько бы ни воздерживались, всё равно остаются алкоголиками и, только помня об этом, не забывают и о необходимой внутренней работе над собой.
– Категорически не согласен. Зацикливание на своем алкоголизме как раз мешает внутреннему развитию. Происходит душевное окаменение, человек становится непластичным, негибким, застывает на уровне своей немощи. Воля его ослабляется, он становится внушаемым. И оказывается как бы между двух огней. С одной стороны, он держится за группы, которые удерживают его от запоев. Но страсть-то никуда не девается, и он, как жена Лота, всё время оглядывается назад. Иначе и быть не может, потому что от своей страсти он не лечится, не получает благодатной помощи. А для группы он не Василий или Иван, а просто алкоголик. Разве это не потеря своего лица? В такой ситуации очень трудно прийти к покаянию. И я считаю, что если люди и приходят, то именно вопреки группам.
– Почему же тогда некоторые священники рекомендуют своим духовным чадам ходить на эти группы и после воцерковления?
– Об этом надо спросить тех священников, которые рекомендуют. Мне это непонятно. Если человек серьезно и глубоко воцерковится, он может преодолеть свою страсть, жить полноценной жизнью: духовной, семейной, социальной. Можно и нужно разнообразить приходскую жизнь, чтобы на приходах была возможность различной психологической реабилитации, чтобы каждый желающий мог найти себя в общине. Например, при храмах можно создавать «общества трезвости»; такая практика была и есть. Но чем могут быть полезны православному человеку группы анонимных алкоголиков, я не вижу. И уж совсем мне непонятна ситуация, когда одной моей знакомой, у которой сын наркоман, священник (один из горячих поклонников «12 шагов») сказал, что и она нуждается в группах анонимных родителей наркоманов. Что она патологически созависима своему сыну.
– Значит, вы не согласны и с таким утверждением в книге «Церковь и страдающая личность»: «Часто для священника родственники таких больных еще более обременительны. Одно и то же приносят они на исповедь. Буквально одолевают батюшку. Некоторые из них начинают неистово заниматься религиозно-социальной деятельностью. Нужно хорошо знать проблему, чтобы увидеть, что эти люди тоже серьезно больны.»?
– Разве можно так обобщать? Мы все должны носить тяготы друг друга: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал., 6, 2). То есть мы все в какой-то степени созависимы. Раз мы друг друга любим, значит мы друг от друга и зависим. Это касается не только болезни, но вообще человеческих взаимоотношений. Но приведенная вами цитата как раз показывает, что эта система опирается не на реальную жизнь, а на схемы. Конечно, близкие алкоголиков и наркоманов находятся в состоянии хронической психотравмы, часто нуждаются в психологической поддержке. Но ведь много зависит и от их психической и духовной крепости. Некоторые из них способны морально поддержать гибнущего сына или мужа лучше любой группы. Бывают случаи, когда родственники вымаливают у Господа алкоголиков или наркоманов, приводят их в Церковь. Созависимость – крест. По логике этих «шагов» надо отказываться от своего креста.
– Отец Владимир, вы говорили о том, что при глубоком воцерковлении человек может победить страсть. Но вот психолог Евгений Николаевич Проценко рассказывал, что на группы приходили и воцерковленные люди, и даже священники. И жизнь в Церкви не помогала им оставаться трезвыми.
– Бывает и такое. Дело в том, что цель подлинного воцерковления – святость. От нее мы все далеки, поэтому каемся, поднимаемся и снова падаем. Но это должно становиться стимулом для более глубокого покаяния,
а не для поиска альтернативной духовности. Ни миряне, ни священники не должны пренебрегать медицинской и психологической помощью, когда она необходима, но группы анонимных алкоголиков настаивают на том, что оказывают именно духовную помощь.
– Нужно ли, на ваш взгляд, Церкви сотрудничать с группами анонимных алкоголиков?
– Конечно, нужно. Вопрос в том, как сотрудничать? Думаю, общение с ними возможно у исповедального аналоя. Относиться к ним, конечно, нужно с любовью и сочувствием. Это действительно страдающие, болящие люди, нуждающиеся в помощи. И во Христе. Вот мы и должны им, поклоняющимся неведомому богу, проповедовать Христа. Но сотрудничать с ними без проповеди, как бы на равных,
признавая их методику духовной, соглашаясь с их системой пожизненного привязывания людей к группам?.. По-моему, это будет не сотрудничество, а попустительство.
Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ
Полностью статью см.
https://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=9&id=1744