О, да ты тоже эвдемонистка! Ну прям подарок судьба преподнесла, обрести похожую личность. Впрочем, чему удивляться в гостях у доброго Иванеса, тут все философы, хоть и не профессиональныеBuddistka писал(а): счастье человека, оно внутри нас самих
Смертные грехи
Смертные грехи
-
- Не употребляю алкоголь:
4 года 3 месяца 12 дней
Смертные грехи
Вигриб, а я да, люблю пофилософствовать, только не знаю умных книг и имен, ищу ответы в православии и буддизме, в квантовой физике:-) надо мной ржут, но я не обращаю внимания:-)
Смертные грехи
А надо мной тоже ржали, когда я начинал заниматься философией А начинал, как и ты, с интереса к религии, хотя и не являюсь человеком религиозным. Я верю в Бога согласно Аристотелевой трактовке Его, как Высшего разума. То есть, объективный идеалистBuddistka писал(а): надо мной ржут, но я не обращаю внимания:-)
Так что ты на верном пути, Юля, придёшь к нужному пониманию своего места и роли в мироздании. Первым делом на этом пути нужно познать себя, как учили отцы-основатели философии. Познать свою душу (психику), чувствовать свой дух (сознание+воля). Говоря современным языком, осознать свою личностную уникальность (деймона), тогда будет легче понять и цель, и смысл своей жизни. А дальше останется просто жить в соответствии с этим и быть счастливым.
-
- Не употребляю алкоголь:
4 года 3 месяца 12 дней
Смертные грехи
Вигриб, да, ты абсолютно прав! Меня теперь не кидает из крайности в крайность, я стараюсь слушать себя:-) я кстати тоже верю в высший разум! я всегда пыталась связать религию и науку, и в принципе в моей голове сейчас нет противоречий:-)
-
- Не употребляю алкоголь:
4 года 3 месяца 12 дней
Смертные грехи
Если говорить о такой науке как философии, то связать с религией получится только такой её раздел, как этику. В понимании же мироздания там несовместимые представления и мне, например, кажется неправдоподобным, что Бог сотворил человека из пригоршни земли, а женщину из ребра мужчины. Есть специфика и в разделе логики. В общем, ты на правильном пути - сама разберёшься, ум у тебя пытливый и личность светлая вполне. Мне понравилось выражение Петра Мамонова (не пьёт уже много лет) о том, как по своему пути к двигается он: пусть и комариными шажками, но изо дня в день. Доброго пути и всем намBuddistka писал(а): связать религию и науку
-
- Не употребляю алкоголь:
4 года 3 месяца 12 дней
Re: Смертные грехи
Религия и философия вообще не связываются, у них логический объем разный, а вот богословие, как рациональное осознание вероучения и философия связываются: нравственное богословие-этика, иконоведение-эстетика, догматическое богословие-онтология и теория познания, основное бгословие-философия религииВигриб писал(а): ↑
Если говорить о такой науке как философии, то связать с религией получится только такой её раздел, как этику. В понимании же мироздания там несовместимые представления и мне, например, кажется неправдоподобным, что Бог сотворил человека из пригоршни земли, а женщину из ребра мужчины. Есть специфика и в разделе логики. В общем, ты на правильном пути - сама разберёшься, ум у тебя пытливый и личность светлая вполне. Мне понравилось выражение Петра Мамонова (не пьёт уже много лет) о том, как по своему пути к двигается он: пусть и комариными шажками, но изо дня в день. Доброго пути и всем нам
Только люди пьют вино, а остальные животные — ключевую воду.
Смертные грехи
О! Спасибо, Иван, за компетентное разъяснение) Ты говорил, что лекции писал - это имелось в виду нравственное богословие?Иванес писал(а): Религия и философия вообще не связываются
Re: Смертные грехи
еще естественно-научная апологетика-философия наукиВигриб писал(а): ↑
О! Спасибо, Иван, за компетентное разъяснение) Ты говорил, что лекции писал - это имелось в виду нравственное богословие?
Нет лекций не писал, пишу книгу: Профессии, занятия, образ жизни философов: от раба, сапожника до министра и императора
Я учился на дополнительном образовании на базе высшего: Теология. Вот на догматике и нравственном мне было вообще просто, т.к. знал основные этические учения, а также Аристотеля и Платона, при формировании догматики, особенно с 4 по 7 вв. 3-6 Вселенские соборы, большое значение имели работы Аристотеля, помогавшие, с одной сторон, св. отцам, а с др., становившиеся основой еретических учений. У Аристотеля субстанция - это единство (неразрывное) формы и материи, соответственно, человек - единство души и тела. Это согласуется с идей Воскресения и остальными положениями христианского вероучения. даже в христианской антропологии появилась идея, что душа по смерти до Воскресения может только быть, но не может жить
Re: Смертные грехи
Не вошел на форум, отправил сообщение, высветится как ГостьВигриб писал(а): ↑
О! Спасибо, Иван, за компетентное разъяснение) Ты говорил, что лекции писал - это имелось в виду нравственное богословие?
Только люди пьют вино, а остальные животные — ключевую воду.
Смертные грехи
еще связываются естественно-научная апологетика и философия науки, а вот религия и наука пересекаться никак не могут. Можно быть религиозным ученным, можно быть атеистом-ученным. И в первом и втором случае отношение к религии не влияет на научную продуктивность
Только люди пьют вино, а остальные животные — ключевую воду.
Смертные грехи
Иванес, Мне думается, что тема религиозной нравственности тебе особенно близка не только в силу профессиональной специализации, но и в силу личной чувствительности к нормам поведения людей. Очень часто у тебя в рассуждениях звучат мотивы о греховности и её преодолении, часто рефлексируешь по поводу своего поведения, хотя оно одно из самых миролюбивых на форуме, к примеру. Этика Аристотеля - гимн земного здравомыслия всё же, а с христианством я бы больше Платонизм увязал, это гимн идейности, которая и есть содержание христианства. Но найти в христианстве можно и от того, и от другого, и от ещё разного чего. Для исследователей - раздолье.
-
- Не употребляю алкоголь:
8 лет 2 месяца 2 дня
Смертные грехи
Извините, что влажу в Вашу беседу. Ваше личное мнение. С чего начинать системное, серьезное изучение христианства (православия в частности). Хочу для себя услышать разные мнения и Ваше мне будет интересно.
Re: Смертные грехи
Я бы рекомендовал с этогополковник писал(а): ↑ Извините, что влажу в Вашу беседу. Ваше личное мнение. С чего начинать системное, серьезное изучение христианства (православия в частности). Хочу для себя услышать разные мнения и Ваше мне будет интересно.
https://ordynka.com/wp-content/uploads/ ... _veri_.pdf Простое и доступное изложение догматического богословия
Только люди пьют вино, а остальные животные — ключевую воду.
Re: Смертные грехи
Платонизм чужд христианству в антропологии. Сома ен сима. Тело - гроб, поэтому воскресение в теле - это бред для платоников. Сильно влияние платонизма в ересях оригенизма, монофизитства, докетизма, юлианства, савелианства, иконоборчества. У Аристотеля душа есть неотделимая от тела форма. При распаде тела и душа распадается, кроме высшей ее части, которая причастна Высшему единому разуму. Это в интерпретации арабо-исламских и иудейских философов. Это согласуется с верой в Воскресенье (самом главном в христианстве). Христиане считают, что душа по смерти есть, но в ней актов жизни, по воскресении в теле, она опять живет.Вигриб писал(а): ↑ Иванес, Мне думается, что тема религиозной нравственности тебе особенно близка не только в силу профессиональной специализации, но и в силу личной чувствительности к нормам поведения людей. Очень часто у тебя в рассуждениях звучат мотивы о греховности и её преодолении, часто рефлексируешь по поводу своего поведения, хотя оно одно из самых миролюбивых на форуме, к примеру. Этика Аристотеля - гимн земного здравомыслия всё же, а с христианством я бы больше Платонизм увязал, это гимн идейности, которая и есть содержание христианства. Но найти в христианстве можно и от того, и от другого, и от ещё разного чего. Для исследователей - раздолье.
А так, из учений близок христианству, прежде всего, стоицизм. И известный стоик и киник Дион Хрисостом был христианином, в определенной степени и кинизм, отрицающий стандартные ценности. Среди киников многие были странниками, бомжевали, такую же жизнь вели Христос и апостолы, с момента как Симон и Андрей пошли за Христом. Ну, и конечно, богословы использовали активно терминологию Аристотеля, его метафизику, Органон (логику). Среди известных знатоков Аристотеля среди христиан: преп. М. Исповедник, св.Гр. Богослов, преп. И. Дамаскин, св. Леонтий Византийский, св. Гр. Палама. А платонизм повлиял на Августина и через него на ряд католических богословов. Хотя схоластика вся на Аристотеле, но имплицитно можно выудить оттуда много платонических веяний. Современые теологи (наши) считают платонизм - негативным учением (как негатив к телу и материи), а аристотелизм -позитивным
Только люди пьют вино, а остальные животные — ключевую воду.
Смертные грехи
Вигриб, хорошо написано! жаль, что я читаю это только сейчас.Вигриб писал(а): "В этот более поздний период своей жизни я обрел цель - не в великих свершениях, а в повседневной рутине. Страхи и неопределенность предыдущих лет заменило мужество, с которым я встречаю каждый новый день. На место нетерпеливости и стремления завоевать мир пришло принятие вещей такими, какие они есть. Я перестал сражаться с ветряными мельницами; вместо этого я стараюсь выполнять те самые ежедневно встающие передо мной мелкие задачи, которые сами по себе не важны, но являются неотъемлемой частью полноценной жизни".
приходилось до всего доходить своим умом, набивая, естественно, шишки.
последние годы просто поедом себя ела, что я не делаю ничего глобального, чтобы стать счастливой.
а потом вдруг успокоилась, перестала ждать счастливого будущего и стала просто жить.
каждый день. и все стало намного лучше!
Смертные грехи
Да, у Эпиктета я читал целые абзацы почти евангельского содержания. А про Аристотеля я специально отметил, что этика его не сильно совпадает с христианской, именно это. Ведь Аристотель говорил о главной добродетели - разуме, а Христос - любви, то есть чувстве. При этом, говоря о любви, Аристотель классифицировал её по 14 если не ошибаюсь видам и один из них полностью совпадал с той любовью, которую проповедовал Христос. И описание этой этой любви было заимствовано Аристотелем именно у Платона, правда назвал он её не платонической, а божественной.Иванес писал(а): А так, из учений близок христианству, прежде всего, стоицизм
Кроме того, этика Аристотеля базируется на золотой середине, а христианство есть уклонение в сторону максимального альтруизма, жертвенности. Ницше дал описание уклонения в сторону животного эгоизма. А Аристотель считал благом справедливый обмен ресурсами, то есть не получение их за счёт других людей, как у Ницше, не гнушаясь нанесением вреда другим. И не жертвования ресурсов даже во вред себе другим людям, как в христанстве. А так взаимодействовать, чтобы никому вред не наносить: ни себе, ни другим. Аристотель признавал жертвенность только в отношении немощных, а Христос учил: дай всякому просящему и со всяким зовущим пройти путь - иди два. А если просящий не немощен а бездельник? А если зовущий в путь зовёт ограбить караван? Тут опять срабатывала бы этика Аристотеля, что любое благо должно быть соотносимо с ситуацией, а Христос такое правило игнорировал. Кстати говоря, толкователи текстов синоптиков Василий Великий и Августин Блаженный премного дали пояснений, постаравшись устранить эти противоречия с Аристотелевой этикой и придать учению некий характер здравомыслия и у них получилось. А стоики вообще жертвенность порицали.
Re: Смертные грехи
Добродетели у христиан и стоики одинаковы, но у стоиков они сами по себе благо, а у христиан - это проявление любви к Богу, а, значит, путь к соединению с ним
Только люди пьют вино, а остальные животные — ключевую воду.